Острый и хронический панкреатит проблемы хирургического лечения

Панкреатит – воспаление, сопряженное с разрушением тканей поджелудочной железы, вызванным задержкой в ней пищеварительных ферментов. Железа называется поджелудочной, поскольку локализуется под желудком у лежащего на спине человека. Заболевание протекает в двух формах – острой и хронической. Между двумя видами существует большая разница, они различаются по терапии, которую применяют врачи, механизму возникновения и прогнозам на выздоровление.

Данный орган выделяет ферменты, необходимые для процесса пищеварения, которые поступают в тонкую кишку и работают в ней – амилазу, липазу, трипсин, инсулин. Ферменты выполняют разные задачи, среди них способствование обработке пищи, расщеплению, метаболизму, всасыванию питательных веществ через стенки. Сок поджелудочной дополнительно нейтрализует в кишечнике кислоту, при помощи которой пища разлагается в желудке. Когда функции железы нарушены, кислота начинает негативно влиять на тонкий кишечник.

Суть панкреатита заключается в нарушении выделения и притока в кишку пищеварительных ферментов. Они могут задерживаться или поступать туда раньше времени и начинать переваривать ткани кишки. Когда ферменты задерживаются, они также негативно влияют на ткани, но в этом случае уже самой железы. При хроническом панкреатите, когда это воздействие продолжается длительное время, страдают и кровеносные сосуды, и близлежащие ткани и даже органы, расположенные рядом.

Причины возникновения панкреатита

Как правило панкреатиты возникают у взрослых людей, поскольку именно они употребляют спиртное, не сбалансировано питаются и имеют какие-либо сопутствующие заболевания. Спусковые факторы для начала воспаления у мужчин и женщин отличаются:

  1. У мужчин проблемы с железой провоцируются неправильным питанием (жирная пища и замороженная готовая еда, фастфуд) + алкогольными напитками, а также желчнокаменной болезнью.
  2. У женщин болезнь провоцируется голоданием, несбалансированным питанием ввиду соблюдения диет, желчнокаменной болезнью, гормональными дисбалансами из-за противозачаточных препаратов, беременности, климакса.

Реактивная форма у взрослых возникает на фоне проблем с ЖКТ, операций, травм. Например, спровоцировать реактивный панкреатит могут гастрит, желчнокаменная болезнь, кишечные инфекции, цирроз.

Поскольку дети как правило не увлекаются спиртным и жирной пищей, причинами возникновения у них симптоматики могут стать травмы, операции, наличие паротита в прошлом, муковисцидоз, пищевая аллергия.

Классификация

Панкреатиты бывают разнообразными по причинам появления, характеру поражения тканей, симптоматике и другим признакам. Две основные группы, на которые можно разделить все формы панкреатита по причинам развития – это первичный и вторичный, который мы упоминали выше как реактивный.

Первичная форма возникает при непосредственном воздействии на организм негативных факторов. Если подробно выделять признаки, которые могут привести к такому исходу, можно сформировать следующий список:

  • злоупотребление алкоголем (40-70% всех случаев в зависимости от региона) и никотином;
  • повреждения из-за травм – операции, неудачно проведенные диагностические процедуры;
  • длительный прием, влияющих на поджелудочную, антибиотиков (как правило, возникает при неконтролируемом самолечении);
  • отравление едой или химическими веществами;
  • потребление продуктов, отравленных химикатами, содержащих массу синтетических добавок;
  • генетика;
  • потребление в больших количествах пищи с содержанием жиров и масел, специй в рационе, многочасовые перерывы между трапезами.

Под причинами вторичного панкреатита подразумеваются болезни – желчнокаменная, гепатит с вирусной природой, дизентерия, тонзиллит, диабет, болезнь Крона, глисты. Обнаружить причины иногда сложно (это не полный спектр «спусковых заболеваний»), но успешное лечение панкреатита реактивного типа без устранения первопричины невозможно.

По форме выделяют острый и хронический панкреатиты. У них разные симптомы и подходы к терапии. Вероятность вылечить острые панкреатиты значительно выше, чем хронические.

Острым панкреатитом называют воспаление, которое развивается стремительно, быстро вызывает структурные изменения органа, которые без должной помощи могут стать необратимыми. Вызывается оно ферментным соком, который не находит выхода и начинает отравлять собственные ткани железы. Болезнь возникает у людей в возрасте 30-55 лет, но иногда обнаруживается и у детей. Детская симптоматика не такая острая, диагностика/лечение происходят другими способами, нежели у взрослых.

При хроническом панкреатите чередуются обострения и периоды покоя (ремиссии). С каждым разом проблематика все более ухудшается, полезные клетки органа заменяются на соединительные. Эта форма панкреатита наблюдается у лиц разных возрастов и главным образом связана с неправильным питанием и употреблением фастфуда и спиртного.

Хронический панкреатит проходит в 2 стадии. На первой проявляется слабая симптоматика, и человек может провести на ней с незначительными обострениями несколько лет. На второй стадии ситуация усугубляется, и симптоматика беспокоит пациента практическим постоянно.

Симптоматика разных форм заболевания

Острый панкреатит доставляет существенно больше проблем, отличается серьезной болью и по проявлениям может быть похож на аппендицит или холецистит. Симптомы при хроническом типе слабее и усиливаются во время обострений.

Острая стадия связана с неправильной работой ферментов – вместо того, чтобы по протокам поступать к комку пищи и заниматься его расщеплением, они задерживаются в продуцирующей их железе и разрушают ее саму. Разные ферменты оказывают разные воздействия. Липаза вызывает жировую дистрофию, трипсин провоцирует отеки и отмирание клеток. Первая стадия характеризуется локализацией поражений только в пределах железы, на второй стадии поражаются и прочие органы. Болезнь распространяется, в запущенном виде могут проявиться гнойные воспаления.

При остром панкреатите наблюдается целый букет симптомов:

лечение острого и хронического панкреатита

  • боль, локализующаяся вокруг пояса, отдающая в подреберья с обоих сторон/с одной стороны, приступы не устраняются обезболивающими и продолжаются несколько часов или даже дней;
  • отсутствие желания поесть, рвотные позывы, при рассматривании вышедшего содержимого видны вкрапления желчи;
  • температура повышается на отметку более 38 градусов, пульс учащается, давление падает, учащается дыхание;
  • наблюдаются стандартные проявления расстройств ЖКТ и присутствие в стуле различимых остатков пищи;
  • язык покрывается налетом беловатого или желтоватого цвета;
  • снижается вес, повышается потливость.

Обострение хронической формы проявляется болью, которая отдает в спину, под лопатку, в область грудной клетки. Провоцируют острые состояния и приступы приема алкоголя, пища с большим содержанием жира и специй. Также обострение характеризуется несколькими симптомами:

  • нарушениями функций ЖКТ с вытекающими из этого классическими последствиями;
  • ухудшением внешности и состояния, вызванное постоянным недостатком питательных веществ – ломкие ногти, сухая кожа, анемия, вялость и утомляемость;
  • проблемы со стулом от запоров до диареи, повышенное газообразование.

Ярко выраженные симптомы острой фазы сменяются ремиссией, однако не посещать врача и всякий раз надеяться, что все пройдет само – не самый удачный выход для пациента с хронической формой. Очередное обострение может вылиться в некроз тканей, что обернется серьезными, иногда необратимыми последствиями, которые потребуют вызова скорой помощи.

Возможные осложнения

Проблема заболеваний ЖКТ заключается в системном воздействии на весь организм, поскольку именно от слаженной работы этой системы зависит, достаточно ли все клетки тела будут получать полезных веществ. Осложнения возникают при обеих формах, и имеют разные проявления.

Хронический панкреатит может привести к следующим последствиям:

  • сахарному диабету из-за снижения выработки инсулина;
  • отравлению организма токсинами;
  • абсцессам;
  • появлению кист;
  • механической желтухе;
  • проблемам с легкими;
  • холециститу;
  • летальному исходу.

Обострения могут вызвать образование инфекционных процессов. Поскольку рядом с железой пролегает крупная аорта, через кровь инфекция быстро разносится по другим органам. Некротические ткани разлагаются, и продукты их распада отравляют организм. Если не оказать пациенту своевременную медицинскую помощь, могут развиться кровотечения и абсцессы.

Острые формы панкреатита проявляются ранними и поздними последствиями, которые могут осложнить лечение. Ранние осложнения – это гиповолемический шок, почечная или печеночная недостаточность, перитонит, дыхательная недостаточность. Поздние осложнения связаны с инфекциями, которые приводят к развитию гнойных воспалений, абсцессов, сепсисов, внутренних кровотечений.

Диагностика

Панкреатит требует незамедлительного лечения, поэтому при появлении проблем с пищеварением, даже если они выражаются только в отрыжке и вздутии, необходимо оперативно обращаться к гастроэнтерологу.

Диагностика начинается с внешнего осмотра эпителия, языка, прощупывания живота. После осмотра специалист определяет круг аппаратных, инструментальных и лабораторных исследований, которые позволят поставить точный диагноз и оценить степень поражения железы и тканей/органов вокруг нее.

Основными лабораторными исследованиями являются биохимический и общий анализ крови + анализ кала и мочи. В крови и моче выявляются ферменты железы – наличие тех или иных ферментов указывает на продолжительность течения. На первом этапе, если пациент обратился в течение нескольких часов после начала приступа, обнаруживается амилаза. На 2-3 день повышается уровень липазы (значит, обострение затянулось). Если ткани органа уже начали поражаться, значит в крови появился трипсин. Помимо этого, в крови находят повышенное количество сахара и билирубина. При исследовании кала будут отмечены остатки непереваренной пищи.

Инструментальная диагностика дает больше информации, можно оценить размеры органа, структуру тканей, наличие некроза, факт поражения располагающихся вокруг железы органов. В зависимости от того, какая симптоматика наблюдается, врач подбирает наиболее информативное в данной ситуации исследование:

  • УЗИ;
  • рентген;
  • ЭГДС;
  • ЭРХПГ;
  • МРТ, КТ;
  • лапараскопию.

Если врач уверен в том, что начались некротические изменения тканей, для оценки характера некроза, наличия тех или иных бактерий, проверки чувствительности выявленных бактерий к разного рода медикаментам проводится чрезкожная пункция. Забранный биопсийный материал изучается в собственной лаборатории НИАРМЕДИК.

Лечение

Лечение зависит от формы заболевания, тяжести, наличия дополнительных патологий, возраста, состояния пациента. Лечением острого панкреатита занимаются в условиях стационара – важно контролировать диету, состояние пациента и иметь возможность в случае ухудшения состояния экстренно совершить хирургические вмешательство (установка дренажа, удаление ткани, подвергнутой некротическим изменениям).

В качестве первой помощи применяется запрет на питье и питание до приезда врача, постельный режим (можно на боку или поджав колени, если это облегчает симптомы), холодный компресс, затормаживающий воспаление. Устранение обострения невозможно без применения лекарственных препаратов из разных медикаментозных групп (подбираются врачом после обследования):

  • спазмолитики, обезболивающие, холинолитики;
  • блокаторы выработки ферментов, которые провоцируют развитие некротических процессов;
  • цитостатики для снятия воспаления;
  • антибиотики, когда присоединяется бактериологическая инфекция;
  • препараты для интоксикации организма + электролитные растворы.

Лечение хронической формы производится на любом этапе (ремиссия/обострение). При ремиссии человеку назначают прием ферментов, которых не хватает для нормального переваривания. Дополнительно назначаются препараты, которые усиливают моторику кишечника, восстанавливают pH, витаминный баланс (витамины групп А, B, С, Д, К, Е). По показаниям назначается прием кокарбоксилазы, липоевой кислоты.

Лечение дополняется соответствующей диетой, при обострении хронической формы иногда прописывают двухдневное голодание. Разрабатывается специальная диета и список запрещенных продуктов. При наличии хронической формы этого списка нужно будет придерживаться пожизненно во избежание рецидивов.

Записаться на исследование в НИАРМЕДИК

Специалисты клиники занимаются лечением острой формы (в стационаре) и хронической в период обострения или ремиссии (амбулаторно). Наличие оборудованных диагностических кабинетов, собственной лаборатории, лучших московских специалистов со стажировками за границей позволяет нам добиваться впечатляющих результатов в лечении острых и хронических форм.

Проходить лечение вы можете в любой клинике города – каждая имеет достаточное оснащение и подходящий штат специалистов. Для записи на исследование заполните форму на сайте или позвоните нам.

Источник

Àíàòîìèÿ.

Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà ðàñïîëîæåíà â çàáðþøèííîì ïðîñòðàíñòâå íà óðîâíå L1-L2.  íåé ðàçëè÷àþò ãîëîâêó, òåëî è õâîñò. Ãîëîâêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïðèëåæèò ê äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêå, õâîñò äîñòèãàåò ñåëåçåíêè. Ïåðåäíÿÿ è íèæíÿÿ ïîâåðõíîñòè òåëà ïîêðûòû áðþøèíîé. Æåëåçà èìååò òîíêóþ ñîåäèíèòåëüíî-òêàííóþ êàïñóëó è ïëîõî âûðàæåííûå ñîåäèíèòåëüíî-òêàííûå ïåðåãîðîäêè. Äëèíà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû 15-25 ñì, øèðèíà ãîëîâêè — 3-7.5 ñì, òåëà — 2-5 ñì, õâîñòà — 2 — 3.4 ñì. Ìàññà îðãàíà — 60-115ã.

Òîïîãðàôèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

1. Ãîëîâêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ñ êðþ÷êîâèäíûì îòðîñòêîì ëåæèò â ïîäêîâîîáðàçíîì èçãèáå äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè. Íà ãðàíèöå ñ òåëîì îáðàçóåòñÿ âûðåçêà, â êîòîðîé ïðîõîäÿò âåðõíèå áðûæåå÷íûå àðòåðèÿ è âåíà. Ïîçàäè ãîëîâêè ðàñïîëîæåíû íèæíÿÿ ïîëàÿ è âîðîòíàÿ âåíû, ïðàâûå ïî÷å÷íûå àðòåðèÿ è âåíà, îáùèé æåë÷íûé ïðîòîê.

2. Ê çàäíåé ïîâåðõíîñòè òåëà ïðèëåæàò àîðòà è ñåëåçåíî÷íàÿ âåíà, à ïîçàäè õâîñòà íàõîäÿòñÿ ëåâàÿ ïî÷êà ñ àðòåðèåé è âåíîé, ëåâûé íàäïî÷å÷íèê.

3. Øåéêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ðàñïîëîæåíà íà óðîâíå ñëèÿíèÿ ñåëåçåíî÷íîé è íèæíåé áðûæåå÷íîé âåí.

4. Ê ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïðèëåæèò çàäíÿÿ ñòåíêà æåëóäêà. Îò ïåðåäíåãî êðàÿ òåëà æåëåç áåðåò íà÷àëî äóïëèêàòóðà êîðíÿ áðûæåéêè ïîïåðå÷íîé îáîäî÷íîé êèøêè.

5. Ïðîòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (Âèðñóíãîâ ïðîòîê) ñëèâàåòñÿ ñ îáùèì æåë÷íûì ïðîòîêîì, îáðàçóÿ àìïóëó Ôàòåðîâà ñîñî÷êà äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.  20% ñëó÷àåâ ïðîòîêè â äâåíàäöàòèïåðñòíóþ êèøêó âïàäàþò ðàçäåëüíî.

6. Äîáàâî÷íûé ïðîòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (Ñàíòîðèíèåâ ïðîòîê) îòêðûâàåòñÿ íà ìàëîì ñîñî÷êå íà 2 ñì âûøå áîëüøîãî äóîäåíàëüíîãî ñîñî÷êà.

Êðîâîñíàáæåíèå:

1. êðîâîñíàáæåíèå ãîëîâêè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû — âåðõíèå è íèæíèå ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíûå àðòåðèè è âåíû. Âåðõíÿÿ ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíàÿ àðòåðèÿ — âåòâü æåëóäî÷íî-äóîäåíàëüíîé àðòåðèè, íèæíÿÿ — âåòâü âåðõíåé áðûæåå÷íîé àðòåðèè.

2. Òåëî è õâîñò ïîëó÷àþò êðîâü èç ñåëåçåíî÷íîé àðòåðèè.

Ïàíêðåàòèò.

Êëàññèôèêàöèÿ.

1. îñòðûé ïàíêðåàòèò

2. õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò

— õðîíè÷åñêèé ðåöèäèâèðóþùèé ïàíêðåàòèò

— õðîíè÷åñêèé õîëåöèñòîïàíêðåàòèò

— èíäóðàòèâíûé ïàíêðåàòèò

— ïñåâäîòóìîðîçíûé ïàíêðåàòèò

— êàëüêóëåçíûé ïàíêðåàòèò

— ïñåâäîêèñòîçíûé ïàíêðåàòèò

Îñòðûé ïàíêðåàòèò.

Ýòèîëîãèÿ:

1. Çàáîëåâàíèÿ æåë÷íûõ ïóòåé

— õîëåäîõîëèòèàç

— ñòåíîç Ôàòåðîâà ñîñêà

— êàëüêóëåçíûé õîëåöèñòèò (ìîæåò âûçâàòü ñïàçì ñôèíêòåðà Îääè)

2. Îáèëüíàÿ æèðíàÿ ïèùà è ïðèåì àëêîãîëÿ. Àëêîãîëü ñòèìóëèðóåò æåëóäî÷íóþ è ïàíêðåàòè÷åñêóþ ñåêðåöèþ, âûçûâàåò îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè è íàðóøåíèå ïàññàæà ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà. Àëêîãîëü ìîæåò âûçûâàòü ñïàçì ñôèíêòåðà Îääè.

3. Òðàâìû æèâîòà ñ ïîâðåæäåíèåì ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû

4. Îïåðàòèâíûå âìåøàòåëüñòâà íà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå è ïðèëåãàþùèõ îðãàíàõ

5. Îñòðîå íàðóøåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå (ïåðåâÿçêà ñîñóäà, òðîìáîç, ýìáîëèÿ)

6. Òÿæåëûå àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè

7. Çàáîëåâàíèÿ æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè (ÿçâåííàÿ áîëåçíü, ïàðàïàïèëëÿðíûé äèâåðòèêóë, äóîäåíîñòàç).

Êëàññèôèêàöèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà.

Êëèíèêî-ìîðôîëîãè÷åñêàÿ:

— îòå÷íàÿ ôîðìà ïàíêðåàòèòà (îñòðûé îòåê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû)

— æèðîâîé ïàíêðåîíåêðîç

— ãåìîððàãè÷åñêèé ïàíêðåîíåêðîç

Ïî ðàñïðîñòðàíåííîñòè:

— ëîêàëüíûé

— ñóáòîòàëüíûé

— òîòàëüíûé

Ïî òå÷åíèþ:

— àáîðòèâíûé

— ïðîãðåññèðóþùèé

Ïåðèîäû çàáîëåâàíèÿ:

— ïåðèîä ãåìîäèíàìè÷åñêèõ íàðóøåíèé (1-3 ñóò)

— ôóíêöèîíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïàðåíõèìàòîçíûõ îðãàíîâ (5-7 ñóò)

— ïîñòíåêðîòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé (3-4 íåä)

Ôàçû ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé: îòåê, íåêðîç è ãíîéíûå îñëîæíåíèÿ.

Îñëîæíåíèÿ:

— òîêñè÷åñêèå: ïàíêðåàòè÷åñêèé øîê, äåëèðèîçíûé ñèíäðîì, ïå÷åíî÷íî-ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;

— ïîñòíåêðîòè÷åñêèå: àáñöåññ, ôëåãìîíà çàáðþøèííîé êëåò÷àòêè, ïåðèòîíèò, àððîçèâíûå êðîâîòå÷åíèÿ, êèñòû è ïàíêðåàòè÷åñêèå ñâèùè.

Îñòðûé ïàíêðåàòèò âîçíèêàåò âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ îòòîêà ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà â äâåíàäöàòèïåðñòíóþ êèøêó, ðàçâèòèÿ ïðîòîêîâîé ãèïåðòåíçèè, ïîâðåæäåíèÿ àöèíîçíûõ êëåòîê, ÷òî âåäåò ê ôåðìåíòàòèâíîìó íåêðîçó è àóòîëèçó ïàíêðåàòîöèòîâ ñ ïîñëåäóþùèì ïðèñîåäèíåíèåì èíôåêöèè.

Ïàòîãåíåç:

 îñíîâå ïàòîãåíåçà îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ëåæèò àóòîëèç ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ñîáñòâåííûìè ôåðìåíòàìè. Àêòèâàöèÿ ôåðìåíòîâ âíóòðè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå âîçðàñòàíèÿ âíóòðèïðîòîêîâîãî äàâëåíèÿ, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì õîëåäîõîëèòèàçà, ñïàçì ñôèíêòåðà Îääè è ò.ä. Àêòèâèðîâàííûå ôåðìåíòû ðàçðóøàþò ñòåíêè àöèíóñà è ïîïàäàþò â èíòåðñòèöèé æåëåçû. Òàêèì îáðàçîì, ðàçâèâàåòñÿ âîñïàëåíèå, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ñíà÷àëà îòåêîì, à çàòåì íåêðîçîì. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî æèðîâîé íåêðîç æåëåçû âûçûâàåò ôîñôîëèïàçà À, êîòîðàÿ, ïîïàäàÿ â êðîâü, ìîæåò âûçûâàòü ïîäîáíûå íåêðîçû íà áðþøèíå, ïëåâðå è ò.ä. Òðèïñèí ìîæåò âûçûâàòü ðàçðóøåíèå ñòåíîê ñîñóäîâ (ðàçðóøàåò ýëàñòè÷åñêèå âîëîêíà). Ïðîòåîëèòè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ìîæåò íàðàñòàòü âñëåäñòâèå òðîìáîçîâ ñîñóäîâ, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå ïðèâîäèò ê ìàññèâíîìó íåêðîçó.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.

Æàëîáû:

1. Íà ïîñòîÿííûå, âíåçàïíî âîçíèêøèå, ñèëüíûå îïîÿñûâàþùèå áîëè è áîëè â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè; èíòåíñèâíîñòü áîëåé íåñêîëüêî ñíèæàåòñÿ åñëè áîëüíîé ñàäèòñÿ, íàêëîíèâøèñü âïåðåä.

2. Òîøíîòà è ðâîòà. Ðâîòà ìíîãîêðàòíàÿ, íå ïðèíîñÿùàÿ îáëåã÷åíèÿ. Ñíà÷àëà æåëóäî÷íûì, çàòåì êèøå÷íûì ñîäåðæèìûì.

3. Ïðèçíàêè èíòîêñèêàöèè: ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, óãíåòåíèå ñîçíàíèÿ, ãîëîâíàÿ áîëü, ñëàáîñòü, îçíîá, è ò.ä.

Îáúåêòèâíî:

1. Ïðè îñìîòðå:

— êîæà è ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ÷àñòî áëåäíûå, èíîãäà öèàíîòè÷íûå èëè æåëòóøíûå

— öèàíîç ëèöà è òóëîâèùå (ñèìïòîì Ìîíäîðà)

— öèàíîç ëèöà è êîíå÷íîñòåé (ñèìïòîì Ëàãåðôåëüäà)

— èìáèáèöèÿ êðîâüþ íà êîæå áîêîâûõ îòäåëîâ æèâîòà (ñèìïòîì Ãðåÿ -Òåðíåðà)

— èìáèáèöèÿ êðîâüþ âîêðóã ïóïêà — ñèìïòîì Êàëëåíà

— ïåòåõèè âîêðóã ïóïêà (ñèìïòîì Ãðþíâàëüäà)

— ïåòåõèè íà ÿãîäèöàõ (ñèìïòîì Äýâèñà)

Ïîñëåäíèå 4 ñèìïòîìà õàðàêòåðíû äëÿ ïàíêðåîíåêðîçà.

2. Ïðè ïàëüïàöèè æèâîòà:

— áîëåçíåííîñòü è íàïðÿæåííîñòü â ýïèãñòðàëüíîé îáëàñòè, óìåðåííîå âçäóòèå

— ïîëîæèòåëüíûé ñèìïòîì Ùåòêèíà — Áëþìáåðãà

— ïîëîæèòåëüíûé ñèìïòîì Âîñêðåñåíñêîãî (èñ÷åçíîâåíèå ïóëüñàöèè áðþøíîé àîðòû)

— ïîëîæèòåëüíûé ñèìïòîì Ìåéî-Ðîáñîíà (áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè â ðåáåðíî-ïîçâîíî÷íîì óãëó)

Ïàíêðåîíåêðîç: òÿæåëîå ñîñòîÿíèå, ìíîãîêðàòíàÿ ðâîòà, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, öèàíîç êîæíûõ ïîêðîâîâ, òàõèêàðäèÿ, ãèïîòåíçèÿ, îëèãóðèÿ, ñèìïòîìû ïåðèòîíèòà. Òÿæåëîå âîñïàëåíèå è íåêðîç ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ìîãóò âûçâàòü êðîâîòå÷åíèå â çàáðþøèííîå ïðîñòðàíñòâî, ñïîñîáíîå ïðèâîäèò ê ãèïîâîëåìèè è ñêîïëåíèþ êðîâè â ìÿãêèõ òêàíÿõ:

— èìáèáèöèÿ êðîâüþ ìÿãêèõ òêàíåé çàáðþøèííîãî ïðîñòðàíñòâà ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà áîêîâûå îòäåëû æèâîòà, ïðèâîäÿò ê âîçíèêíîâåíèþ ýêõèìîçîâ — ñèìïòîì Ãðåÿ Òåðíåðà;

— ðàñïðîñòðàíåíèå êðîâè ïî æèðîâîé êëåò÷àòêå ñåðïîâèäíîé ñâÿçêè ïå÷åíè, ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ ýêõèìîçîâ â îêîëîïóïî÷íîé îáëàñòè — ñèìïòîì Êàëëåíà.

Ïàðàïàíêðåàòè÷åñêàÿ ôëåãìîíà è àáñöåññ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû: óõóäøåíèå ñîñòîÿíèå, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, îçíîá, âîñïàëèòåëüíûé èíôèëüòðàò â âåðõíåé ýòàæå áðþøíîé ïîëîñòè, ëåéêîöèòîç ñî ñäâèãîì ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû âëåâî.

Äèàãíîñòèêà.

1. Àíàìíåç:

— ïðèåì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà æèðíîé è ìÿñíîé ïèùè â ñî÷åòàíèè ñ àëêîãîëåì çà 1-4 ÷àñà äî ïîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ñèìïòîìîâ (áîëè â ýïèãàñòðèè).

2. Æàëîáû (ñì.âûøå)

3. Îáúåêòèâíûé îñìîòð (ñì.âûøå)

4. Ëàáîðàòîðíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ:

— àëüôà-àìèëàçà ñûâîðîòêè êðîâè — àêòèâíîñòü óâåëè÷åíà â 95% ñëó÷àåâ. Ïðè ïàíêðåîíåêðîçå — ïðîãðåññèðóþùåé äåñòðóêöèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû àêòèâíîñòü àìèëàçû ìîæåò ïàäàòü; ïðè îñòðîì ïàðîòèòå òàêæå ìîæåò áûòü âûñîêàÿ àêòèâíîñòü àìèëàçû â êðîâè;

— êëèðåíñ àìèëàçû/êëèðåíñ êðåàòèíèíà. Îïðåäåëåíèå ñîäåðæàíèÿ àìèëàçû áîëåå èíôîðìàòèâíî ïðè ñðàâíåíèè êëèðåíñà àìèëàçû è ýíäîãåííîãî êðåàòèíèíà. Êîýôèöèåíò «êëèðåíñ àìèëàçû/êëèðåíñ êðåàòèíèíà» âûøå 5 ñâèäåòåëüñòâóåò î íàëè÷èè ïàíêðåàòèòà.

— Àìèëàçà ìî÷è

5. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå è ñïåöèàëüíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ

— îáçîðíàÿ ðåíòãåíîãðàôèÿ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè:

— êàëüöèôèêàòû â îáëàñòè ìàëîãî ñàëüíèêà è ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, ÷àùå îáíàðóæèâàåìûå ó áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì ïàíêðåàòèòîì, çëîóïîòðåáëÿþùèõ àëêîãîëåì;

— ñêîïëåíèå ãàçà â îáëàñòè ìàëîãî ñàëüíèêà — ïðèçíàê îáðàçîâàíèÿ àáñöåññà èëè îêîëî ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû;

— ðàçìûòûå òåíè ïîäâçäîøíî-ïîÿñíè÷íûõ ìûøö (m. Psoas) ïðè çàáðþøèííîì íåêðîçå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

— Ñìåùåíèå îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè âñëåäñòâèå ýêññóäàöèè è îòåêà ìàëîãî ñàëüíèêà è îðãàíîâ, ðàñïîëàãàþùèõñÿ â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè îò ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

— Ñïàçìèðîâàííûå ó÷àñòêè ïîïåðå÷íîé îáîäî÷íîé êèøêè, íåïîñðåäñòâåííî ïðèëåãàþùèå ê âîñïàëåííîé ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå; âûÿâëÿþò ãàç â ïðîñâåòå êèøêè.

6. Ðåíòãåíîêîíñòðàñòíîå èññëåäîâàíèå ñ áàðèåâîé âçâåñüþ èñïîëüçóþò äëÿ äèàãíîñòèêè ïàòîëîãè âåðõíèõ îòäåëîâ ÆÊÒ.

— âîçìîæíî óâåëè÷åíèå ðàäèóñà ïîäêîâû äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè âñëåäñòâèå îòåêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

— ïðè ðåëàêñàöèîííîé äóîäåíîãðàôèè ìîæíî âûÿâèòü ñèìïòîì ïîäóøêè — ñãëàæèâàíèå èëè îáëèòåðàöèÿ ñêëàäîê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ìåäèàëüíîé ñòåíêè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè âñëåäñòâèå îòåêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû è îòâåòíîé âîñïàëèòåëüíîé ðåàêöèè ñòåíêè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.

7. ÓÇÈ. Ïðè ïðîâåäåíèè ÓÇÈ ïðåæäå âñåãî îáðàòèòü âíèìàíèå íà àíàòîìèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû è åå ñîñóäèñòûå îðèåíòèðû.

— îòåê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, åå óòîëùåíèå â ïåðåäíå-çàäíåì íàïðàâëåíèè, ïðàêòè÷åñêîå îòñóòñòâèå òêàíåé ìåæäó ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçîé è ñåëåçîíî÷íîé âåíîé — ïðèçíàêè îñòðîî ïàíêðåàòèòà;

— ïðè ÓÇÈ òàêæå ìîæíî âûÿâèòü è äðóãóþ ïàòîëîãèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (íàïðèìåð, èçìåíåíèå äèàìåòðà ïðîòîêà);

— ïðè õðîíè÷åñêîì ïàíêðåàòèòå ÷àñòî âûÿâëÿþò êàëüöèôèêàöèþ èëè ïñåâäîêèñòû, ñîäåðæàùèå æèäêîñòü;

— ïðè õðîíè÷åñêîì ïàíêðåàòèòå â áðþøíîé ïîëîñòè âîçìîæíî ñêîïëåíèå àñöèòè÷åñêîé æèäêîñòè, õîðîøî âûÿâëÿåìîé ïðè ÓÇÈ.

—  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû åå ýõîãåííîñòü ñíèæàåòñÿ âñëåäñòâèå îòåêà èëè âîñïàëåíèÿ. Îïóõîëè òîæå ïî÷òè âñåãäà ãèïîýõîãåííû.

— Ïîâûøåíèå ýõîãåííîñòè — ñëåäñòâèå ñêîïëåíèÿ ãàçà èëè êàëüöèôèêàöèè æåëåçû.

— ÓÇÈ áðþøíîé ïîëîñòè èìååò îãðàíè÷åíèÿ — ïðè áîëüøîì ñêîïëåíèè ãàçà â êèøå÷íèêå (íàïðèìåð, ïðè êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè) âèçóàëèçèðîâàòü âíóòðåííèå îðãàíû òðóäíî èëè íåâîçìîæíî.

8. ÊÒ èìååò áîëüøóþ öåííîñòü ÷åì ÓÇÈ, íàëè÷èå ãàçà â êèøå÷íèêå íå âëèÿåò íà ðåçóëüòàò.

— êðèòåðèè îöåíêè âûÿâëåííûõ èçìåíåíèé â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå òàêèå æå, êàê è ïðè ÓÇÈ.

— Ââåäåíèå â æåëóäîê ðàçâåäåííîé áàðèåâîé âçâåñè ïîìîãàåò ÷åò÷å âèçóàëèçèðîâàòü ïîäæåëóäî÷íóþ æåëåçó.

9. Ñåëåêòèâíàÿ öåëèàêîãðàôèÿ. Ïðè îòå÷íîì ïàíêðåàòèòå âûÿâëÿþò óñèëåíèå ñîñóäèñòîãî ðèñóíêà, ïðè ïàíêðåîíåêðîçå — ñóæåíèå ïðîñâåòà ÷ðåâíîãî ñòâîëà, óõóäøåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ æåëåçû ñ ó÷àñòêàìè âûêëþ÷åíèÿ ñîñóäèñòîãî ðóñëà.

10. Ðàäèîèçîòîïíîå èññëåäîâàíèå ïðè ïàíêðåîíåêðîçå: îòñóòñòâèå ôèêñàöèè èçîòîïà â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå, ñíèæåíèå âûäåëèòåëüíîé ôóíêöèè ïå÷åíè.

11. Ëàïàðîñêîïèÿ. Âûÿâëÿþò î÷àãè æèðîâîãî íåêðîçà, êðîâîèçëèÿíèÿ è îòåê æåëóäî÷íî-îáîäî÷íîé ñâÿçêè, õàðàêòåð ýêññóäàòà (ñåðîçíûé èëè ãåìîððàãè÷åñêèé), îöåíèâàþò ñîñòîÿíèå æåë÷íîãî ïóçûðÿ.

Ëå÷åíèå.

Ëå÷åíèå îòå÷íîé ôîðìû ïàíêðåàòèòà ïðîâîäÿò â õèðóðãè÷åñêîì îòäåëåíèè òîëüêî êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè.

1. Ëå÷åáíîå ãîëîäàíèå â òå÷åíèå 2 ñóòîê, ââåäåíèå ðàñòâîðîâ ãëþêîçû, Ðèíãåðà-Ëîêêà â îáúåìå 1.5 — 2 ë, ëèòè÷åñêîé ñìåñè (ïðîìåäîë, àòðîïèí, äèìåäðîë, íîâîêàèí), èíãèáèòîðîâ ïðîòåàç (êîíòðèêàë, òðàñèëîë, ãîðäîêñ), 5-ÔÓ è óìåðåííûé ôîðñèðîâàííûé äèóðåç;

2. Äëÿ ñíÿòèÿ ñïàçìà ñôèíêòåðà Îääè è ñîñóäîâ ïîêàçàíû ñëåäóþùèå ïðåïàðàòû: ïàðàâåðèíà ãèäðîõëîðèä, àòðîïèíà ñóëüôàò, ïëàòèôèëëèí, íî-øïà è ýóôèëëèí â òåðàïåâòè÷åñêèõ äîçèðîâêàõ.

3. Àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû (ïèïîëüôåí, ñóïðàñòèí, äèìåäðîë) óìåíüøàþò ñîñóäèñòóþ ïðîíèöàåìîñòü, îáëàäàþò îáåçáîëèâàþùèõ è ñåäàòèâíûì ýôôåêòàìè.

4. Ïàðàíåôðàëüíàÿ íîâîêàèíîâàÿ áëîêàäà è áëîêàäà ÷ðåâíûõ íåðâîâ ñ öåëüþ êóïèðîâàíèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà è áîëåâîé ðåàêöèè, óìåíüøåíèÿ âíåøíåé ñåêðåöèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, íîðìàëèçàöèè òîíóñà ñôèíêòåðà Îääè, óëó÷øåíèÿ îòòîêà æåë÷è è ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà. Ýòè ìàíèïóëÿöèè ìîæíî çàìåíèòü âíóòðèâåííûì ââåäåíèåì 0.5% ðàñòâîðà íîâîêàèíà.

5. Âûøåïåðå÷èñëåííûå êîíñåðâàòèâíûå ìåðîïðèÿòèÿ óëó÷øàþò ñîñòîÿíèå áîëüíûõ ñ îòå÷íîé ôîðìîé ïàíêðåàòèòà. Êàê ïðàâèëî, íà 3-5 ñóòêè áîëüíûõ âûïèñûâàþò â óäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè.

Ëå÷åíèå æèðîâîãî è ãåìîððàãè÷åñêîãî ïàíêðåîíåêðîçà ïðîâîäÿò â ðåàíèìàöèîííîì îòäåëåíèè.

1. Äëÿ áûñòðîãî âîññòàíîâëåíèÿ ÎÖÓ è íîðìàëèçàöèè âîäíî-ýëåêòðîëèòíîãî îáìåíà âíóòðèâåííî ââîäÿò ðàñòâîðû ãëþêîçû, Ðèíãåðà-Ëîêêà, áèêàðáîíàòà íàòðèÿ, ðåîïîëèãëþêèí, ãåìîäåç, ëèòè÷åñêóþ ñìåñü, èíãèáèòîðû ïðîòåàç, öèòîñòàòèêè, ñåðäå÷íûå ñðåäñòâà, à çàòåì ïëàçìó, àëüáóìèí, ïðîòåèí ñ îäíîâðåìåííîé ñòèìóëÿöèåé äèóðåçà. Ðåîïîëèãëþêèí ïîíèæàåò âÿçêîñòü êðîâè è ïðåïÿòñòâóåò àãðåãàöèè ôîðìåííûõ ýëåìåíòîâ êðîâè, ÷òî âåäåò ê óëó÷øåíèþ ìèêðîöèðêóëÿöèè è óìåíüøåíèþ îòåêà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Ãåìîäåç ñâÿçûâàåò òîêñèíû è áûñòðî âûâîäèò èõ ñ ìî÷îé.

2. Öèòîñòàòèêè (5-ÔÓ, öèêëîôîñôàí) îêàçûâàåò ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå, äåñåíñèáèëèçèðóþùåå äåéñòâèå è — ãëàâíîå! — òîðìîçÿò ñèíòåç ïðîòåîëèòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ.

3. Èíãèáèòîðû ïðîòåàç (êîíòðèêàë, òðàñèëîë, ãîðäîêñ) ïîäàâëÿþò àêòèâíîñòü òðèïñèíà, êàëëèêðåèíà, ïëàçìèíà, îáðàçóÿ ñ íèìè íåàêòèâíûå êîìïëåêñû. Èõ ââîäÿò âíóòðèâåííî êàæäûå 3-4 ÷àñà óäàðíûìè äîçàìè (80-160-320 òûñ. ÅÄ — ñóòî÷íàÿ äîçà êîíòðèêàëà).

4. Äëÿ ôîðñèðîâàíèÿ äèóðåçà ïðèìåíÿþò 15% ìàííèòîë (1-2 ã íà êã ìàññû òåëà) èëè 40 ìã ëàçèêñà.

5. Àíòèáèîòèêè øèðîêãî ñïåêòðà äåéñòâèÿ (êåôçîë, öåôàìåçèí è äð.) è òèåíàì (ãðóïïà êàðáàïåíåìîâ) ïðåäóïðåæäàþò ðàçâèòèå ãíîéíûõ îñëîæíåíèé.

6. Äëÿ óìåíüøåíèÿ âíåøíåé ñåêðåöèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïîêàçàíû õîëîä íà ýïèãàñòðàëüíóþ îáëàñòü, àñïèðàöèÿ æåëóäî÷íîãî ñîäåðæèìîãî, âíóòðèæåëóäî÷íàÿ ãèïîòåðìèÿ.

7. Óëüòðàôèîëåòîâîå ëàçåðíîå îáëó÷åíèå êðîâè (15 ìèíóò, 2-10 ñåàíñîâ) êóïèðóåò áîëåâîé ñèíäðîì è âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ, óëó÷øàåò ðåîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà êðîâè è ìèêðîöèðêóëÿöèþ.

8. Ìåòîäû ýêñòðàêîðïîðàëüíîé äåòîêñèêàöèè (ïëàçìàôåðåç, ëèìôîñîðáöèÿ) íàïðàâëåíû íà âûâåäåíåèå èç îðãàíèçìà ôåðìåíòîâ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, êàëëèêðåèíà, òîêñèíîâ, ïðîäóêòîâ êëåòî÷íîãî ðàñïàäà.

9. Áëèçêîôîêóñíàÿ ëó÷åâàÿ òåðàïèÿ îáëàäàåò ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûì äåéñòâèåì. Ïðîâîäÿò 3-5 ñåàíñîâ.

10.  ñëó÷àå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïðèçíàêîâ ïåðèòîíèòà ïîêàçàíî õèðóðãè÷åñêîå äðåíèðîâàíèå ïîëîñòè ìàëîãî ñàëüíèêà è áðþøíîé ïîëîñòè (ìîæíî âûïîëíèòü êàê ïðè ïîìîùè ëàïàðîñêîïèè, òàê è ïóòåì ÷ðåâîñå÷åíèÿ).

Õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå ïàíêðåîíåêðîçà.

Ïîêàçàíèÿ ê ðàííåìó ïðîâåäåíèþ îïåðàöèè (1-5 ñóòêè): ñèìïòîìû ðàçëèòîãî ïåðèòîíèòà, íåâîçìîæíîñòü èñêëþ÷èòü îñòðîå õèðóðãè÷åñêîå çàáîëåâàíèå îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, ñî÷åòàíèå îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ñ äåñòðóêòèâíûì õîëåöèñòèòîì, íåýôôåêòèâíîñòü êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè.

Öåëü îïåðàöèè: óñòðàíåíèå ïðè÷èíû, âûçâàâøåé ïåðèòîíèò, óäàëåíèå ýêññóäàòà èç áðþøíîé ïîëîñòè, èçìåíåííîãî æåë÷íîãî ïóçûðÿ, êîíêðåìåíòîâ èç îáùåãî æåë÷íîãî ïðîòîêà, óñòðàíåíèå ïðåïÿòñòâèé äëÿ îòòîêà ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñåêðåòà è æåë÷è, äåêîìïðåññèÿ æåë÷íûõ ïóòåé, îòãðàíè÷åíèå âîñïàëèòåëüíî-íåêðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà â ñàëüíèêîâîé ñóìêå, äðåíèðîâàíèå è ïðîòî÷íûé äèàëèç ñàëüíèêîâîé ñóìêè è áðþøíîé ïîëîñòè, ðåçåêöèÿ íåêðîòèçèðîâàííîé ÷àñòè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

— Ïðè îñòðîì õîëåöèñòèòå, îñëîæíåííîì îñòðûì ïàíêðåàòèòîì, âûïîëíÿþò îïåðàöèè íà æåë÷íûõ ïóòÿõ (õîëåöèñòîñòîìèÿ, õîëåöèñòýêòîìèÿ, õîëåäîõîëèòîòîìèÿ) â ñî÷åòàíèè ñ ïàðàïàíêðåàòè÷åñêîé íîâîêàèíîâîé áëîêàäîé, íåêðýêòîìèåé, äðåíèðîâàíèåì ñàëüíèêîâîé ñóìêè è áðþøíîé ïîëîñòè;

— Àáäîìèíèçàöèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû âûïîëíÿþò ïðè î÷àãîâîì æèðîâîì è ãåìîððàãè÷åñêîì ïàíêðåîíåêðîçå ñ öåëüþ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàñïðîñòðàíåíèÿ ôåðìåíòîâ è ïðîäóêòîâ ðàñïàäà íà çàáðþøèííóþ êëåò÷àòêó è îòãðàíè÷åíèÿ íåêðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå è ñàëüíèêîâîé ñóìêå;

—  ðÿäå ñëó÷àåâ ðåçåêöèÿ íåêðîòèçèðîâàííîé ÷àñòè ïîäæåëóäî÷íîé æååçû ñíèæàåò ëåòàëüíîñòü, èíòîêñèêàöèþ ôåðìåíòàìè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, óëó÷øàåò ãåìîäèíàìèêó è ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèå ïîñòíåêðîòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé. Åå ëó÷øå âûïëíÿòü íà 5-7 ñóòêè çàáîëåâàíèÿ, êîãäà ÷åòêî îïðåäåëÿþòñÿ ãðàíèöû íåêðîçà, ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíîé íåýôôåêòèâíîñòü êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè. Ðåçåêöèþ ÷àñòè îðãàíà ïðèìåíÿþò ðåäêî èç-çà åå òðàâìàòè÷íîñòè è ìàëîé ýôôåêòèâíîñòè. Óäàëÿþò ëèøü òêàíè ñ ïðèçíàêàìè ÿâíîãî íåêðîçà.

—  ôàçå ãíîéíûõ îñëîæíåíèé (2-3 íåä çàáîëåâàíèÿ) ïîêàçàíû âñêðûòèå àáñöåññà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, óäàëåíèå ãíîéíîãî ýêññóäàòà èç ñàëüíèêîâîé ñóìêè è áðþøíîé ïîëîñòè, âñêðûòèå çàáðþøèííîé ôëåãìîíû, ñåêâåñòðýêòîìèÿ è äðåíèðîâàíèå.

Ó áîëüíûõ ñ òÿæåëûì îñòðûì ïàíêðåàòèòîì íåðåäêî ðàçâèâàåòñÿ ðåñïèðàòîðíûé äèñòðåñ-ñèíäðîì, â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè íàêàïëèâàåòñÿ âûïîò. ×àùå âûïîò, â áîëüøîì êîëè÷åñòâå ñîäåðæàùèé àëüôà-àìèëàçó, îáíàðóæèâàþò â ëåâîé ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè.  ñâÿçè ñ ýòèì ó áîëüíûõ ñ òÿæåëîé ôîðìîé îñòðîî ïàíêðåàòèòà íåîáõîäèìî îïðåäåëÿòü ïàðöèàëüíîå äàâëåíèå êèñëîðîäà â êðîâè è âûïîëíÿòü ðåíòãåíîãðàôèþ îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè äëÿ ðàííåé äèàãíîñòèêè ïëåâðèòà è ïíåâìîíèè.

Õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò.

 îñíîâå õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà ëåæèò ðàçâèòèå âîñïàëèòåëüíî-ñêëåðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà, âåäóùåãî ê ïðîãðåññèðóþùåìó ñíèæåíèþ ôóíêöèé âíåøíåé è âíóòðåííåé ñåêðåöèè. Ïðîèñõîäèò óïëîòíåíèå ïàðåíõèìû ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (èíäóðàöèÿ) âñëåäñòâèå ðàçðàñòàíèÿ ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, ïîÿâëåíèÿ ôèáðîçíûõ ðóáöîâ, ïñåâäîêèñò è êàëüöèôèêàòîâ.

Ýòèîëîãèÿ.

1. Ïðè ïåðâè÷íîì õðîíè÷åñêîì ïàíêðåàòèòå âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ëîêàëèçóåòñÿ òîëüêî â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå.

2. Âòîðè÷íûé õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò ðàçâèâàåòñÿ ïðè æåë÷íîêàìåííîé áîëåçíè, ÿçâåííîé áîëåçíè, äèâåðòèêóëàõ äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.

3.  ýòèîëîãèè ïåðâè÷íîãî õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà èãðàþò ðîëü òðàâìû, àëëåðãèÿ, ñóæåíèå Âèðñóíãîâà ïðîòîêà, õðîíè÷åñêèé àëêîãîëèçì, íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ, ïðèñòóïû îñòðîãî ïàíêðåàòèòà.

Êëàññèôèêàöèÿ.

Êëèíèêî-ìîðôîëîãè÷åñêèå ôîðìû:

1. Õðîíè÷åñêèé õîëåöèñòîïàíêðåàòèò.

2. Õðîíè÷åñêèé ðåöèäèâèðóþùèé ïàíêðåàòèò.

3. Èíäóðàòèâíûé ïàíêðåàòèò.

4. Ïñåâäîòóìîðîçíûé ïàíêðåàòèò.

5. Êàëüêóëåçíûé ïàíêðåàòèò.

6. Ïñåâäîêèñòîçíûé ïàíêðåàòèò.

Îñëîæíåíèÿ:

1. Êèñòû ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

2. Ñòåíîç Âèðñóíãîâà ïðîòîêà.

3. Òðîìáîç ñåëåçåíî÷íîé âåíû.

4. Ïîðòàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ.

5. Ñàõàðíûé äèàáåò.

Источник