Учебные пособия острый панкреатит
Московская
медицинская академия им.И.М. Сеченова
Кафедра факультетской
хирургии № 2 лечебного факультета
Утверждено
УМС ММА им И.М. Сеченова
Экспертная группа
«Хирургические болезни и парахирургические
специальности»
МОСКВА 2010
Составители: доцент
В.Г. Агаджанов, доцент Э.Г. Османов,
доцент А.Г. Натрошвили
Под редакцией
профессора А.М. Шулутко, профессора В.И.
Семикова
Острый панкреатит
1.
Мотивация. Частота
заболеваемости острым панкреатитом
существенно вариирует составляя от
100-200 (Голландия, Англия) до 700-800 (Финляндия,
США) случаев заболевания на 1 миллион
населения в год; такой разброс связан
с разной распространенностью в популяциях
двух основных этиологических факторов
– желчекаменной болезни и злоупотребления
алкоголем, а также различиями в
интерпретации диагностических критериев.
С 60-х годов до
настоящего времени частота выявления
панкреатита увеличилась примерно в 1,5
раза, что объясняют как улучшением
диагностики (ферментная диагностика,
ультразвуковая и рентгеновская
компъютерная томография), так и абсолютным
ростом заболеваемости. Более того, в
связи с уменьшением частоты аутопсий
в последние десятилетия вполне вероятна
недооценка истинного роста заболеваемости
панкреатитом, особенно его тяжелых
форм: до 30-40% случаев панкреонекроза с
летальным течением не диагносцируется
прижизненно.
В госпитальной
практике частота панкреатита вариирует
от 2 до 9%, тяжелые формы наблюдаются в
5-10% случаев верифицированного панкреатита.
Осложнения развиваются со средней
частотой в 25%. Публикуемые современные
показатели летальности не превышают
5% для всех атак острого панкреатита и
20% для его тяжелых форм. Существенное
снижение летальности по сравнению с
70-80-ми годами (общая летальность 11-15%,
при тяжелых формах до 30-50%) есть главное
достижение двух последних десятилетий;
оно достигнуто созданием новой концепции
патогенеза острого панкреатита, точной
диагностикой инфицированного
панкреонекроза, достижениями
консервативного лечения, радикально
уменьшившими раннюю летальность, и
пересмотром стратегии оперативного
лечения – отказом от ранних операций
и агрессивным лечением инфицированного
панкреонекроза – существенно улучшившим
результаты хирургического лечения.
2. Цель
изучения темы. Обучиться
диагностике и знать принципы лечения
острого панкреатита.
3. Целевые
задачи:
а) правильно
оценивать данные анамнеза;
б) знать клиническую
симптоматологию острого панкреатита
и его осложнений;
в) знать и уметь
правильно трактовать значения лабораторных
методов исследования (клинический
анализ крови и мочи, биохимический
анализ крови, определение стеркобилина
в кале и т.д.);
г) обучиться
диагностическим приемам и методам
лечения заболеваний, указанных в перечне
необходимых знаний и умений студентов.
Перечень
необходимых знаний и умений студента
Студент должен
знать:
а) этиопатогенез
заболевания;
б) классификацию;
в) характерные
жалобы больных;
г) клиническую
симптоматологию;
д) возможности и
методы амбулаторного обследования и
лечения больных (общеклинические
анализы, трактовка данных специальных
инструментальных методов исследования);
е) возможности
специальных методов обследования
больных;
ж) научиться
проводить дифференциальную диагностику;
з) научиться
планировать лечение больных (консервативное
и оперативное);
и) знать принципы
консервативного лечения больных острым
панкреатитом и его осложнениями;
к) знать принципы
оперативных вмешательств при остром
панкреатите и его осложнениях;
л) знать принципы
послеоперационного ведения больных;
м) знать принципы
профилактики и лечения осложнений;
н) знать принципы
реабилитации больных и правильно
оценивать их трудоспособность.
Студент должен
уметь правильно
сформулировать диагноз, уметь оценить
состояние больного и выбрать необходимое
лечение.
5. Ориентировочная
основа действий студентов по диагностике
и лечению
1. прежде чем
приступить к изучению заболеваний
поджелудочной железы вам необходимо
вспомнить анатомо-физиологические
сведения о гепатобилиарной системе.
2. Знание этиологии
и патогенеза заболеваний этой области
поможет вам лучше ориентироваться в
вопросах тактики и лечения больных.
3. Вы принимаете и
осматриваете больного, который жалуется
на боли в левом верхнем квадранте живота.
Прочтите о методах
обследования больных.
4. Однако этого
недостаточно для установления клинического
диагноза. Прочтите о специальных методах
обследования больных острым панкреатитом
и его осложнениями.
5. Обратите внимание
на изменение лабораторных данных, а так
как у больного имеется желтушность
склер, проведите соответствующий
дифдиагноз.
6. Получив необходимую
информацию о больном, правильно
сформулируйте диагноз. За разъяснением
обратитесь к «Классификации часто
встречающихся хирургических заболеваний».
7. Теперь необходимо
обдумать план лечения.
8. Почитайте, какие
методы лечения рекомендуют различные
авторы.
9. Ваш больной
поправилась. Прежде чем дать ему совет
о режиме питания и труда, ознакомьтесь
с литературными сведениями.
5. Список
рекомендуемой литературы:
1) Учебник М.И.
Кузина.
2) «Некротизирующий
панкреатит» М.И. Прудков, А.М. Шулутко,
Ф.В. Галимзянов, С.А. Чернядьев. Екатеринбург
2005 г.
3) «Механическая
желтуха. Хронический панкреатит» Р.М.
Евтихов и соавт. Москва-Иваново-Киров
1999 г.
4) Руководство по
неотложной хирургии органов брюшной
полости под редакцией В.С. Савельева.
Москва 2004 г.
5) Патофизиология
органов пищеварения. Д.М. Хендерсон.
Москва 2001 г.
6) «Боль в животе».
Л.М. Найхус, Д.М. Вителло, Р.Э. Конден.
Москва 2000 г.
7) Острый панкреатит
и травмы поджелудочной железы. Р.В.
Вашетко и соавторы. Санкт-Петербург
2004 г.
7) Тесты и ситуационные
задачи для программированного обучения
по хирургическим болезням. В. С. Савельев
и соавторы. Москва-Пермь 2005 г.
6. План
занятий по теме «Острый панкреатит»:
а) Вводная беседа
б) Тестовый контроль
исходного уровня знаний
в) Самостоятельная
курация больных острым панкреатитом
г) Клинический
разбор больных с преподавателем
д) Разбор и
обоснование современных методов лечения
острого панкреатита
е) Выводы и домашнее
задание
Учебные элементы
по теме «Острый панкреатит»
1.Классификация
— легкий острый
панкреатит (острый отечный панкреатит,
интерстициальный панкреатит)
— тяжелый острый
панкреатит:
острые жидкостные
скопления
панкреонекроз
инфицированный
панкреонекроз
панкреатогенный
абсцесс
инфицированная
псевдокиста
полиорганная
недостаточность
2. Патолого-морфологические
изменения
3. Этиология
— алкоголь
— ЖКБ
— травма
4. Патогенез
5. Клинические
симптомы
— боли в верхнем
левом квадранте живота
— рвота
— температурная
реакция (необязательно)
— цианоз кожи живота
(симптом Холстеда)
— цианоз боковых
стенок живота (симптом Турнера)
— цианоз пупка
(симптом Грюневальда)
— желтушность в
области пупка (симптом Кулена)
— фиолетовые пятна
на туловище (симптом Мондора)
— болезненность и
резистентность на 6-7 см выше пупка
(симптом Керте)
— исчезновение
пульсации надчревного отдела аорты
(симптом Воскресенского)
— сердечно-сосудистые
проявления
— явления динамической
кишечной непроходимости
— перитонеальные
симптомы
— болезненная
резистентность в левом реберно-позвоночном
углу (симптом Мейо-Робсона)
— клиника острого
холецистита
6. Лабораторные и
инструментальные методы диагностики
— общий анализ
крови
— определение
ферментов поджелудочной железы в моче
и крови
— биохимия крови
— ОЦК, гематокрит
и ЦВД
— определение
сахара крови
— УЗИ брюшной
полости
— КТ
— МРТ
7. Осложнения
— перитонит
— абсцессы
— забрюшинная
флегмона
— плеврит
— перикардит
— кровотечение
— киста
— острый холецистит
— прободная
гастродуоденальная язва
— острая кишечная
непроходимость
— острое нарушение
мезентериального кровообращения
— острая почечная
недостаточность
— полиорганная
недостаточность
8. Дифдиагноз
— острый холецистит
— кишечная
непроходимость
— острый аппендицит
— осложненная
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки
9. Консервативное
лечение
— покой
— местная гипотермия
— снятие болей и
нормализация нейровегетативных функций
— борьба с нарушениями
гомеостаза
— поддержание
функций жизненно важных органов
— инактивация
ферментов поджелудочной железы
— антибиотикотерапия
— контроль диуреза
10. Показания к
оперативному лечению
11. Оперативная
тактика
— лапароскопия
— малоинвазивное
лечение
— дренирование под
УЗ- контролем
— лапаротомия,
вскрытии забрюшинной флегмоны,
дренирование забрюшинного пространства
и брюшной полости
12. Исходы
— выздоровление
— летальный исход.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
22.03.20161.71 Mб60Методичка по органам чувств. Гайворонский.djvu
Источник
Pages: |
| 2 | 3 | 4 | 5 | … | 7 |
— [ Ñòðàíèöà 1 ] —
Ìèíèñòåðñòâî çäðàâîîõðàíåíèÿ è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ
Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè
Ãîñóäàðñòâåííîå Îáðàçîâàòåëüíîå Ó÷ðåæäåíèå
Âûñøåãî Ïðîôåññèîíàëüíîãî Îáðàçîâàíèÿ
«Àìóðñêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ àêàäåìèÿ»
êàôåäðà ôàêóëüòåòñêîé õèðóðãèè
ñ êóðñîì óðîëîãèè
ÎÑÒÐÛÉ ÏÀÍÊÐÅÀÒÈÒ
Ãðåáåíþê Â.Â.
Ó×ÅÁÍÎÅ ÏÎÑÎÁÈÅ
äëÿ ñòóäåíòîâ, îáó÷àþùèõñÿ ïî ñïåöèàëüíîñòè 14.01.17 «ÕÈÐÓÐÃÈß»
Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà (pancreas)..
] Ï î / ð ò D à u ë c ü t í u s à ÿ c h ) o l ò e ð d è o à c ä h à u s l [ b i l i,;
a r i s ] V ~ ê ð à é ì à ë î ã î ñ à ë ü Áëàãîâåùåíñê — í è ê à G l a n d ÓÄÊ 616.151.5 038: 616.37 002(048.8) Ãðåáåíþê Â.Â. Îñòðûé ïàíêðåàòèò: ó÷åáíîå ïîñîáèå. Áëàãîâåùåíñê: Àìóðñê.
ãîñ. ìåä. àêàäåìèÿ, 2011. 48 ñ.
Ðàññìàòðèâàþòñÿ âîïðîñû ýòèîëîãèè, ïàòîãåíåçà, ìåòîäû êëèíè÷åñêîé è èíñòðóìåíòàëüíîé äèàãíîñòèêè, êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé îñòðîãî ïàíêðåàòèòà.  ïîñîáèè îñîáàÿ ðîëü óäåëåíà âîïðîñàì òàêòèêè, êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè è îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ñ ó÷åòîì ñîâðåìåííûõ ìèíèèíâàçèâíûõ õèðóðãè÷åñêèõ âìåøàòåëüñòâ. Ïîäðîáíî ðàçîáðàíû îñëîæíåíèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà èõ äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå è ïðåäóïðåæäåíèå. Áîëüøîå âíèìàíèå â ïîñîáèè óäåëåíî òåñòîâûì çàäàíèÿì, ñàìîïîäãîòîâêå ñòóäåíòîâ ê çàíÿòèþ.
Ïîñîáèå èìååò ïðàêòè÷åñêóþ íàïðàâëåííîñòü è ïîçâîëÿåò ñòóäåíòàì íàó÷èòüñÿ ïðîâåðÿòü êîíêðåòíûå ñèìïòîìû îñòðîãî ïàíêðåàòèòà, îöåíèòü çíà÷èìîñòü äîïîëíèòåëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ.
Ïîäãîòîâëåíî â ñîîòâåòñòâèè ñ Ãîñóäàðñòâåííûì ñòàíäàðòîì äëÿ ó÷åáíîé äèñöèïëèíû Õèðóðãèÿ è ïðåäíàçíà÷åíî äëÿ ñòóäåíòîâ, êëèíè÷åñêèõ îðäèíàòîðîâ è àñïèðàíòîâ ìåäèöèíñêèõ âóçîâ.
Òåìà ïðàêòè÷åñêîãî çàíÿòèÿ: «Îñòðûé ïàíêðåàòèò» . .. Ìîòèâàöèÿ, öåëü, çàäà÷è, . .. Àêòóàëüíîñòü òåìû .. Àíàòîìî ôèçèîëîãè÷åñèå äàííûå î ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå… .. Ñòðóêòóðà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû . Âíåøíÿÿ è âíóòðåííÿÿ ñåêðåöèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû … Îñòðûé ïàíêðåàòèò. Ýòèîëîãèÿ Ïàòîãåíåç îñòðîãî ïàíêðåàòèòà .. Êëàññèôèêàöèÿ çàáîëåâàíèÿ … Êëèíè÷åñêàÿ ñåìèîòèêà .. Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà . Èíñòðóìåíòàëüíàÿ äèàãíîñòèêà. … Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà . Îöåíêà ñòåïåíè òÿæåñòè îñòðîãî ïàíêðåàòèòà .. Ëå÷åáíàÿ òàêòèêà … Õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå ïàíêðåîíåêðîçà ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ . Ëèòåðàòóðà äëÿ ñàìîïîäãîòîâêè Ìåòîäðåêîìåíäàöèè ïî êóðàöèè áîëüíûõ îñòðûì ïàíêðåàòèòîì .. Òåñòû ïðîãðàììèðîâàííîãî êîíòðîëÿ . Ýòàëîíû îòâåòîâ .. Ñèòóàöèîííûå çàäà÷è Ýòàëîíû îòâåòîâ …
ÒÅÌÀ ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÇÀÍßÒÈß:
ÎÑÒÐÛÉ ÏÀÍÊÐÅÀÒÈÒ
Ìîòèâàöèÿ òåìû:
Íåóêëîííûé ðîñò ÷àñòîòû çàáîëåâàíèé îñòðûì ïàíêðåàòèòîì, âûñîêàÿ ÷àñòîòà ëåòàëüíûõ èñõîäîâ îáóñëîâëåíà òÿæåñòüþ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ, ñëîæíîñòüþ, ìíîãîêîìïîíåíòíîñòüþ è ìíîãîýòàïíîñòüþ õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ ñ âûñîêèìè ýêîíîìè÷åñêèìè çàòðàòàìè. Ïðè ýòîì çà÷àñòóþ õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ âûñîêîé ëåòàëüíîñòüþ îò 40 äî 72%.
Öåëü.
Íàó÷èòü ñòóäåíòîâ ðàñïîçíàâàíèþ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà, åãî îñíîâíûì êëàññè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì, äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèþ.
Çàäà÷è:
1. Íà îñíîâàíèè çíàíèé ïî àíàòîìèè, ôèçèîëîãèè, ïàòîëîãè÷åñêîé àíàòîìèè è ïàòîëîãè÷åñêîé ôèçèîëîãèè ñôîðìèðîâàòü ó ñòóäåíòîâ çíàíèÿ îá ýòèîïàòîãåíåçå ðàçëè÷íûõ ôîðì ÎÏ è åãî îñëîæíåíèé.
2. Íàó÷èòü ñòóäåíòîâ ìåòîäàì îáñëåäîâàíèÿ õèðóðãè÷åñêèõ áîëüíûõ ñ ïîäîçðåíèåì íà ÎÏ.
3. Îçíàêîìèòü ñòóäåíòîâ ñ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè, äèàãíîñòèêîé è äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêîé ðàçëè÷íûõ ôîðì ÎÏ.
4. Ïîêàçàòü çíà÷åíèå òðàäèöèîííûõ è ñîâðåìåííûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ ÎÏ.
Çíàòü:
1. îïðåäåëåíèå ÎÏ 2. àíàòîìèþ è òîïîãðàôèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû 3. ôèçèîëîãèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû 4. êëàññèôèêàöèÿ ÎÏ 5. ìåòîäû äèàãíîñòèêè ÎÏ 6. êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó ÎÏ 7. îñëîæíåíèÿ ÎÏ 8. äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ÎÏ 9. ëå÷åáíóþ òàêòèêó ïðè ÎÏ 10.ìåòîäû îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ ÎÏ Óìåòü:
Îïðåäåëèòü ñïåöèàëüíûå ñèìïòîìû ÎÏ Îáúÿñíèòü ïîÿâëåíèå ôåðìåíòîâ â êðîâè è ìî÷å îáúÿñíèòü ïîðàæåíèå äðóãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì ïðè ÎÏ àíàëèçèðîâàòü äàííûå êëèíè÷åñêîãî è áèîõèìè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ êðîâè.
ÈÍÔÎÐÌÀÖÈÎÍÍÀß ×ÀÑÒÜ ÏÎÑÎÁÈß
Àêòóàëüíîñòü òåìû.
Îñòðûé ïàíêðåàòèò — ôåðìåíòàòèâíîå ïîðàæåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.
Ýòîò ïðîöåññ íîñèò àâòîêàòàëèòè÷åñêèé õàðàêòåð è çà÷àñòóþ çàêàí÷èâàåòñÿ ñàìîïåðåâàðèâàíèåì îðãàíà. Ïîðàæåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû êàê ñëåäñòâèå âîçäåéñòâèÿ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ êëèíè÷åñêè ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ îò íåçíà÷èòåëüíûõ áîëåâûõ îùóùåíèé äî òÿæåëåéøåãî ôåðìåíòàòèâíîãî øîêà.
Ñðåäè áîëüíûõ ïðåîáëàäàþò æåíùèíû: ýòî, ïî-âèäèìîìó, ñâÿçàíî ñ áîëåå âûñîêîé ÷àñòîòîé âñòðå÷àåìîñòè ó íèõ æåë÷íîêàìåííîé áîëåçíè è íàðóøåíèé æèðîâîãî îáìåíà. Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü áîëüíûõ — ëèöà ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà.  íà÷àëå 80-õ ãîäîâ óìèðàëî îêîëî 20% áîëüíûõ îñòðûì ïàíêðåàòèòîì, ê êîíöó 90-õ äî 10%.  ïîñëåäíèå 10-15 ëåò êîëè÷åñòâî áîëüíûõ óâåëè÷èëîñü â 2-3 ðàçà. Ýòî ñâÿçàíî ñ ðîñòîì ïîòðåáëåíèÿ íàñåëåíèåì àëêîãîëÿ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç îñíîâíûõ ïðè÷èí ðàçâèòèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ.  áîëüøèíñòâå ñòðàí íà îñòðûé ïàíêðåàòèò àëêîãîëüíîé ïðèðîäû ïðèõîäèòñÿ 40% áîëüíûõ.
Âòîðîé ïî ÷àñòîòå ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ÿâëÿþòñÿ áîëåçíè æåë÷íîãî ïóçûðÿ (æåë÷íîêàìåííàÿ áîëåçíü). Îñòàëüíûå 20% ñîñòàâëÿþò äðóãèå ïðè÷èíû: òðàâìû æèâîòà, ïðèåì âðåäíûõ äëÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ëåêàðñòâ, ýíäîêðèííûå çàáîëåâàíèÿ.
Àíàòîìî òîïîãðàôè÷åñêèå äàííûå î ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå Àíàòîìè÷åñêèå îòäåëû. Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà (ÏÆ) íåæíîå ïî ñòðóêòóðå îáðàçîâàíèå. Îíà ðàñïîëîæåíà ïîçàäè æåëóäêà è ïðîåöèðóåòñÿ â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè âûøå ïóïêà íà 3 6 ñì. Íà ïîçâîíî÷íèêå ýòîò óðîâåíü âàðüèðóåò: ÕI ãðóäíîé ïîçâîíîê II ïîÿñíè÷íûé ïîçâîíîê.
 ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå âûäåëÿþò òðè îñíîâíûå ÷àñòè: ãîëîâêó, òåëî è õâîñò. ÏÆ áûâàåò â ôîðìå ìîëîòêà, ÿçûêà, ïîäêîâû èëè èçîãíóòîé. Äèíà åå 23 ñì, øèðèíà 3-9 ñì, ìàññà 70 90 ã, òîëùèíà íå ïðåâûøàåò 3 ñì.
Ãîëîâêà íàèáîëåå ìàññèâíàÿ ÷àñòü æåëåçû, ðàñïîëàãàåòñÿ â äóãå 12ïåðñòíîé êèøêè è ïîêðûòà çàäíåé ñòåíêîé æåëóäêà è ïåòëÿìè òîùåé êèøêè (ðèñ. 1) Ðèñ. 1 Àíàòîìè÷åñêèå îòäåëû ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.
Ñçàäè ê ãîëîâêå ïðèëåãàþò íèæíÿÿ ïîëàÿ âåíà, ïðàâàÿ ïå÷åíî÷íàÿ à òàêæå íà÷àëüíàÿ ÷àñòü âîðîòíîé âåíû.  íèæíåì îòäåëå îò ãîëîâêè îòõîäèò êðþ÷êîâèäíûé îòðîñòîê. Ïîñëåäíèé îòäåëåí îò ãîëîâêè âûðåçêîé, â êîòîðîé ðàñïîëîæåíû âåðõíèå áðûæåå÷íûå ñîñóäû, èäóùèå ñþäà ÷åðåç ùåëü íà ãðàíèöå ìåæäó íèæíèì ãîðèçîíòàëüíûì è âîñõîäÿùèì êîëåíàìè 12-ïåðñòíîé êèøêè; çäåñü æå ëåæèò àíàñòîìîç âåðõíåé è íèæíåé ïîäæåëóäî÷íîäâåíàäöàòèïåðñòíûõ àðòåðèé, îáðàçóþùèé ñîñóäèñòóþ äóãó, âåòâè êîòîðîé ïèòàþò ãîëîâêó æåëåçû è 12-ïåðñòíóþ êèøêó.
Øåéêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìåñòî ïåðåõîäà ãîëîâêè â òåëî æåëåçû, ýòî ìåñòî íåñêîëüêî ñóæåíî. Çà øåéêîé ñëåäóåò òåëî ÏÆ, ïåðåõîäÿùåå â õâîñò.
Ñïåðåäè ÏÆ â îáëàñòè òåëà è õâîñòà ïîêðûòà áðþøèíîé çàäíåé ñòåíêîé ñàëüíèêîâîé ñóìêè (â ïîëîñòè êîòîðîé íàõîäèòñÿ ÏÆ) è ïðèëåæèò ê çàäíåé ñòåíêè æåëóäêà (ðèñ. 2, 3).
Ñàëüíèêîâàÿ ñóìêà (bursa omentalis) Ðèñ. 2 Àíàòîìèÿ ñàëüíèêîâîé ñóìêè.
Çàäíÿÿ ïîâåðõíîñòü æåëåçû ïðèëåæèò êî II ïîÿñíè÷íîìó ïîçâîíêó, îãèáàÿ åãî òåëî. Ê íèæíåé óçêîé ïîâåðõíîñòè òåëà ÏÆ, òàêæå ïîêðûòîé ïðèñòåíî÷íîé áðþøèíîé, ïðèëåãàþò 12-ïåðñòíî-òîíêîêèøå÷íàÿ ñâÿçêà, áðûæåéêà îáîäî÷íîé êèøêè è íà÷àëüíîãî îòäåëà òîëñòîé êèøêè (ðèñ. 1, 2). Õâîñò ÏÆ ñîïðèêàñàåòñÿ ñ äíîì æåëóäêà è ëåâûì èçãèáîì îáîäî÷íîé êèøêè, ïîäõîäèò ê ñåëåçåíêå è ïðèëåãàåò ê åå ìåäèàëüíîé ïîâåðõíîñòè íèæå âîðîò.
Ñâÿçî÷íûé àïïàðàò. ÏÆ íàõîäèòñÿ êàê áû â æèðîâîì ôóòëÿðå. Îí óêðåïëåí è ñâÿçî÷íûì àïïàðàòîì, êîòîðûé ñîçäàåò íåïîäâèæíîñòü îðãàíà. 1) Æåëóäî÷íî-ïîäæåëóäî÷íàÿ ñâÿçêà íà÷èíàåòñÿ îò êàðäèàëüíîãî îòäåëà æåëóäêà è íà÷àëà ìàëîé êðèâèçíû. Ýòà ñâÿçêà ìîùíàÿ è ñîäåðæèò ëåâóþ æåëóäî÷íóþ àðòåðèþ è íà÷àëüíûé îòäåë îáùåé ïå÷åíî÷íîé àðòåðèè.  ÷æåëóäî÷íî-ïîäæåëóäî÷íîé ñâÿçêå, íåñêîëüêî ïðàâåå ðàñïîëîæåí ÷ðåâíûé ñòâîë (ðèñ. 1).
Ñàëüíèêîâàÿ ñóìêà (bursa omentalis), ïîïåðå÷íûé ñðåç Ðèñ. 3 Âçàèìîîòíîøåíèå îðãàíîâ ñàëüíèêîâîé ñóìêè 2) Ïîäæåëóäî÷íî-ñåëåçåíî÷íàÿ ñâÿçêà ôèêñèðóåò õâîñò ÏÆ ê ñåëåçåíêå.  ýòîé ñâÿçêå ïðîõîäÿò ñåëåçåíî÷íàÿ àðòåðèÿ è âåíà. Ñâÿçêà äîâîëüíî íåæíàÿ è ëåãêî ðâåòñÿ ïðè ïîòÿãèâàíèè.
3) Ïî êðàþ ïåðåäíåçàäíåé ïîâåðõíîñòè ÏÆ ïðèêðåïëÿåòñÿ áðûæåéêà îáîäî÷íîé êèøêè, êîòîðàÿ ïîäêðåïëÿåò íåïîäâèæíîñòü æåëåçû 4) Ñîáñòâåííàÿ ñâÿçêà êðþ÷êîâèäíîãî îòðîñòêà äåëèò ðåòðîïàíêðåàòè÷åñêîå ïðîñòðàíñòâî íà ëåâîå è ïðàâîå. Èìåííî â ýòîé ñâÿçêå ïðîõîäÿò æèçíåííî âàæíûå êðîâåíîñíûå ñîñóäû: âåíà, àîðòà, âåðõíåáðûæåå÷íûå àðòåðèÿ è âåíà, âåòâè óêàçàííûõ àðòåðèé.
5) ÏÆ èíòèìíî ñâÿçàíà ñî ñòåíêîé 12-ïåðñòíîé êèøêè åå âåðòèêàëüíîé ÷àñòüþ è èìååò îáùåå êðîâîñíàáæåíèå. Îòäåëèòü ñòåíêó 12-ïåðñòíîé êèøêè îò òêàíè ÏÆ ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî.
6) Ïðèâðàòíèêî-ïîäæåëóäî÷íàÿ ñâÿçêà äîâîëüíî ðûõëàÿ.  íåé ïðîõîäèò ðÿä ìåëêèõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ èç ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ê ïðèâðàòíèêó.
Áëèçêîå ïðåäëåæàíèå ê ÏÆ ïîëûõ îðãàíîâ â ñëó÷àÿõ îáðàçîâàíèÿ ãíîéíûõ çàòåêîâ â ñàëüíèêîâîé ñóìêå ìîæåò ïðèâåñò ê íåêðîçó ñòåíêè, âîçíèêíîâåíèþ îáîäî÷íîãî è æåëóäî÷íîãî ñâèùåé 7) Êàïñóëà ÏÆ íåæíàÿ, òîíêàÿ, èíòèìíî ñâÿçàíà ñ òêàíüþ æåëåçû.
Êðîâåíîñíûå ñîñóäû. Ñíàáæàåòñÿ êðîâüþ ÏÆ èç òðåõ îñíîâíûõ èñòî÷íèêîâ: âåòâåé ïå÷åíî÷íîé, ñåëåçåíî÷íîé è âåðõíåé áðûæåå÷íîé àðòåðèé (ðèñ. 4).
a. Pancreaticoduodenalis superior posterior Ðèñ. 4 Êðîâîñíàáæåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû 1) Ïå÷åíî÷íàÿ àðòåðèÿ ñíàáæàåò êðîâüþ â îñíîâíîì ãîëîâêó æåëåçû, áîëüøå ïîâåðõíîñòíóþ ÷àñòü òåëà. Îò ïå÷åíî÷íîé àðòåðèè îòõîäèò êðóïíûé ñòâîë a. gastroduodenalis, êîòîðàÿ äåëèòñÿ íà ïðàâóþ æåëóäî÷íóþ (a. gastrica dextra) è âåðõíþþ ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíóþ ( à.pancreatoduodenalis superior).
Ïîñëåäíÿÿ àðòåðèÿ ïðîõîäèò âíèç ìåæäó ñðåäíåé ÷àñòüþ 12-ïåðñòíîé êèør êè è ãîëîâêè ÏÆ, îòäàâàÿ âåòâè ê ãîðèçîíòàëüíîìó âåðõíåìó è âåðòèêàëüíîìó ó÷àñòêàì 12-ïåðñòíîé êèøêè.Îíè äåëÿòñÿ íà ïåðåäíèå è çàäíèå, õîòÿ ïèòàþò â îñíîâíîì çàäíþþ ÷àñòü ÏÆ. Áëèçêîå èõ ïðåäëåæàíèå ê 12ïåðñòíîé êèøêå ñëóæèò ïðè÷èíîé ëèãèðîâàíèÿ èõ âî âðåìÿ ðåçåêöèè ïðè ïåíåòðàöèè ÿçâû â ñòåíêó ÏÆ. È ïåðåäíèå è çàäíèå âåòâè à.pancreatoduodenalis superior àíàñòîìîçèðóþò ñ òàêèìè æå âåòâÿìè íèæíåéïàíêðåàòîäóîäåíàëüíîé àðòåðèè, îáðàçóÿ íåñêîëüêî àðòåðèàëüíûõ äóã, ïðîõîäÿùèõ ïîçàäè è ñïåðåäè ãîëîâêè æåëåçû;
2) Îò ïå÷åíî÷íîé àðòåðèè ê çàäíåé ïîâåðõíîñòè æåëåçû îòõîäèò äîâîëüíî êðóïíàÿ âåòâü (à. pancreatica dorsalis), êîòîðàÿ àíàñòîìîçèðóåò ñî âñåìè áàññåéíàìè àðòåðèé è áîëüøå ñ íèæíåé ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíîé;
3) Íèæíÿÿ ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíàÿ àðòåðèÿ îòõîäèò îò âåðõíåé áðûæåå÷íîé àðòåðèè íåñêîëüêî âûøå òðåéòöåâîé ñâÿçêè. Ïåðåñå÷åíèå òðåéòöåâîé ñâÿçêè ïðè ñèíäðîìå äóîäåíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ðåçåêöèè æåëóäêà ìîæåò ïîâðåäèòü ýòó àðòåðèþ è íàñòóïèò ïàíêðåîíåêðîç èëè íåêðîç íèæíåé ãîðèçîíòàëüíîé ÷àñòè 12 ïåðñòíîé êèøêè ( ïî íàøèì äàííûì â 1 ñëó÷àå ðåçåêöèè æåëóäêà ñî ñìåðòåëüíûì èñõîäîì â ï/î ïåðèîäå ïðåäïîëàãàåòñÿ òàêîå îñëîæíåíèé);
4) Îò âåðõíåé áðûæåå÷íîé àðòåðèè ïî íèæíåìó êðàþ ÏÆ ê òåëó è õâîñòó îòõîäèò êðóïíàÿ àðòåðèÿ (à. pancreatica inferior), êîòîðàÿ àíàñòîìîçèðóåò ñ áîëüøîé è õâîñòîâûìè àðòåðèÿìè ñåëåçåíî÷íîé ñèñòåìû;
5) Ñèñòåìà ñåëåçåíî÷íîé àðòåðèè îòäàåò â òêàíü æåëåçû îêîëî 9 âåòâåé.
Íàèáîëåå êðóïíàÿ èç íèõ áîëüøàÿ ïàíêðåàòè÷åñêàÿ (a. pancreatica magna).
Pages: |
| 2 | 3 | 4 | 5 | … | 7 |
Источник