Учебные пособия острый панкреатит

Московская
медицинская академия им.И.М. Сеченова

Кафедра факультетской
хирургии № 2 лечебного факультета

Утверждено

УМС ММА им И.М. Сеченова

Экспертная группа

«Хирургические болезни и парахирургические
специальности»

МОСКВА 2010

Составители: доцент
В.Г. Агаджанов, доцент Э.Г. Османов,

доцент А.Г. Натрошвили

Под редакцией
профессора А.М. Шулутко, профессора В.И.
Семикова

Острый панкреатит

1.
Мотивация. Частота
заболеваемости острым панкреатитом
существенно вариирует составляя от
100-200 (Голландия, Англия) до 700-800 (Финляндия,
США) случаев заболевания на 1 миллион
населения в год; такой разброс связан
с разной распространенностью в популяциях
двух основных этиологических факторов
– желчекаменной болезни и злоупотребления
алкоголем, а также различиями в
интерпретации диагностических критериев.

С 60-х годов до
настоящего времени частота выявления
панкреатита увеличилась примерно в 1,5
раза, что объясняют как улучшением
диагностики (ферментная диагностика,
ультразвуковая и рентгеновская
компъютерная томография), так и абсолютным
ростом заболеваемости. Более того, в
связи с уменьшением частоты аутопсий
в последние десятилетия вполне вероятна
недооценка истинного роста заболеваемости
панкреатитом, особенно его тяжелых
форм: до 30-40% случаев панкреонекроза с
летальным течением не диагносцируется
прижизненно.

В госпитальной
практике частота панкреатита вариирует
от 2 до 9%, тяжелые формы наблюдаются в
5-10% случаев верифицированного панкреатита.
Осложнения развиваются со средней
частотой в 25%. Публикуемые современные
показатели летальности не превышают
5% для всех атак острого панкреатита и
20% для его тяжелых форм. Существенное
снижение летальности по сравнению с
70-80-ми годами (общая летальность 11-15%,
при тяжелых формах до 30-50%) есть главное
достижение двух последних десятилетий;
оно достигнуто созданием новой концепции
патогенеза острого панкреатита, точной
диагностикой инфицированного
панкреонекроза, достижениями
консервативного лечения, радикально
уменьшившими раннюю летальность, и
пересмотром стратегии оперативного
лечения – отказом от ранних операций
и агрессивным лечением инфицированного
панкреонекроза – существенно улучшившим
результаты хирургического лечения.

2. Цель
изучения темы.
Обучиться
диагностике и знать принципы лечения
острого панкреатита.

3. Целевые
задачи:

а) правильно
оценивать данные анамнеза;

б) знать клиническую
симптоматологию острого панкреатита
и его осложнений;

в) знать и уметь
правильно трактовать значения лабораторных
методов исследования (клинический
анализ крови и мочи, биохимический
анализ крови, определение стеркобилина
в кале и т.д.);

г) обучиться
диагностическим приемам и методам
лечения заболеваний, указанных в перечне
необходимых знаний и умений студентов.

  1. Перечень
    необходимых знаний и умений студента

Студент должен
знать:

а) этиопатогенез
заболевания;

б) классификацию;

в) характерные
жалобы больных;

г) клиническую
симптоматологию;

д) возможности и
методы амбулаторного обследования и
лечения больных (общеклинические
анализы, трактовка данных специальных
инструментальных методов исследования);

е) возможности
специальных методов обследования
больных;

ж) научиться
проводить дифференциальную диагностику;

з) научиться
планировать лечение больных (консервативное
и оперативное);

и) знать принципы
консервативного лечения больных острым
панкреатитом и его осложнениями;

к) знать принципы
оперативных вмешательств при остром
панкреатите и его осложнениях;

л) знать принципы
послеоперационного ведения больных;

м) знать принципы
профилактики и лечения осложнений;

н) знать принципы
реабилитации больных и правильно
оценивать их трудоспособность.

Студент должен
уметь
правильно
сформулировать диагноз, уметь оценить
состояние больного и выбрать необходимое
лечение.

5. Ориентировочная
основа действий студентов по диагностике
и лечению

1. прежде чем
приступить к изучению заболеваний
поджелудочной железы вам необходимо
вспомнить анатомо-физиологические
сведения о гепатобилиарной системе.

2. Знание этиологии
и патогенеза заболеваний этой области
поможет вам лучше ориентироваться в
вопросах тактики и лечения больных.

3. Вы принимаете и
осматриваете больного, который жалуется
на боли в левом верхнем квадранте живота.

Прочтите о методах
обследования больных.

4. Однако этого
недостаточно для установления клинического
диагноза. Прочтите о специальных методах
обследования больных острым панкреатитом
и его осложнениями.

5. Обратите внимание
на изменение лабораторных данных, а так
как у больного имеется желтушность
склер, проведите соответствующий
дифдиагноз.

6. Получив необходимую
информацию о больном, правильно
сформулируйте диагноз. За разъяснением
обратитесь к «Классификации часто
встречающихся хирургических заболеваний».

7. Теперь необходимо
обдумать план лечения.

8. Почитайте, какие
методы лечения рекомендуют различные
авторы.

9. Ваш больной
поправилась. Прежде чем дать ему совет
о режиме питания и труда, ознакомьтесь
с литературными сведениями.

5. Список
рекомендуемой литературы:

1) Учебник М.И.
Кузина.

2) «Некротизирующий
панкреатит» М.И. Прудков, А.М. Шулутко,
Ф.В. Галимзянов, С.А. Чернядьев. Екатеринбург
2005 г.

Читайте также:  Ферментное средство при панкреатите

3) «Механическая
желтуха. Хронический панкреатит» Р.М.
Евтихов и соавт. Москва-Иваново-Киров
1999 г.

4) Руководство по
неотложной хирургии органов брюшной
полости под редакцией В.С. Савельева.
Москва 2004 г.

5) Патофизиология
органов пищеварения. Д.М. Хендерсон.
Москва 2001 г.

6) «Боль в животе».
Л.М. Найхус, Д.М. Вителло, Р.Э. Конден.
Москва 2000 г.

7) Острый панкреатит
и травмы поджелудочной железы. Р.В.
Вашетко и соавторы. Санкт-Петербург
2004 г.

7) Тесты и ситуационные
задачи для программированного обучения
по хирургическим болезням. В. С. Савельев
и соавторы. Москва-Пермь 2005 г.

6. План
занятий по теме «Острый панкреатит»
:

а) Вводная беседа

б) Тестовый контроль
исходного уровня знаний

в) Самостоятельная
курация больных острым панкреатитом

г) Клинический
разбор больных с преподавателем

д) Разбор и
обоснование современных методов лечения
острого панкреатита

е) Выводы и домашнее
задание

Учебные элементы
по теме «Острый панкреатит»

1.Классификация

— легкий острый
панкреатит (острый отечный панкреатит,
интерстициальный панкреатит)

— тяжелый острый
панкреатит:

острые жидкостные
скопления

панкреонекроз

инфицированный
панкреонекроз

панкреатогенный
абсцесс

инфицированная
псевдокиста

полиорганная
недостаточность

2. Патолого-морфологические
изменения

3. Этиология

— алкоголь

— ЖКБ

— травма

4. Патогенез

5. Клинические
симптомы

— боли в верхнем
левом квадранте живота

— рвота

— температурная
реакция (необязательно)

— цианоз кожи живота
(симптом Холстеда)

— цианоз боковых
стенок живота (симптом Турнера)

— цианоз пупка
(симптом Грюневальда)

— желтушность в
области пупка (симптом Кулена)

— фиолетовые пятна
на туловище (симптом Мондора)

— болезненность и
резистентность на 6-7 см выше пупка
(симптом Керте)

— исчезновение
пульсации надчревного отдела аорты
(симптом Воскресенского)

— сердечно-сосудистые
проявления

— явления динамической
кишечной непроходимости

— перитонеальные
симптомы

— болезненная
резистентность в левом реберно-позвоночном
углу (симптом Мейо-Робсона)

— клиника острого
холецистита

6. Лабораторные и
инструментальные методы диагностики

— общий анализ
крови

— определение
ферментов поджелудочной железы в моче
и крови

— биохимия крови

— ОЦК, гематокрит
и ЦВД

— определение
сахара крови

— УЗИ брюшной
полости

— КТ

— МРТ

7. Осложнения

— перитонит

— абсцессы

— забрюшинная
флегмона

— плеврит

— перикардит

— кровотечение

— киста

— острый холецистит

— прободная
гастродуоденальная язва

— острая кишечная
непроходимость

— острое нарушение
мезентериального кровообращения

— острая почечная
недостаточность

— полиорганная
недостаточность

8. Дифдиагноз

— острый холецистит

— кишечная
непроходимость

— острый аппендицит

— осложненная
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки

9. Консервативное
лечение

— покой

— местная гипотермия

— снятие болей и
нормализация нейровегетативных функций

— борьба с нарушениями
гомеостаза

— поддержание
функций жизненно важных органов

— инактивация
ферментов поджелудочной железы

— антибиотикотерапия

— контроль диуреза

10. Показания к
оперативному лечению

11. Оперативная
тактика

— лапароскопия

— малоинвазивное
лечение

— дренирование под
УЗ- контролем

— лапаротомия,
вскрытии забрюшинной флегмоны,
дренирование забрюшинного пространства
и брюшной полости

12. Исходы

— выздоровление

— летальный исход.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.03.20161.71 Mб60Методичка по органам чувств. Гайворонский.djvu

Источник

Pages:     |

| 2 | 3 | 4 | 5 |   …   | 7 |

— [ Ñòðàíèöà 1 ] —

Ìèíèñòåðñòâî çäðàâîîõðàíåíèÿ è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Ãîñóäàðñòâåííîå Îáðàçîâàòåëüíîå Ó÷ðåæäåíèå

Âûñøåãî Ïðîôåññèîíàëüíîãî Îáðàçîâàíèÿ

«Àìóðñêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ ìåäèöèíñêàÿ àêàäåìèÿ»

êàôåäðà ôàêóëüòåòñêîé õèðóðãèè

ñ êóðñîì óðîëîãèè

ÎÑÒÐÛÉ ÏÀÍÊÐÅÀÒÈÒ

Ãðåáåíþê Â.Â.

Ó×ÅÁÍÎÅ ÏÎÑÎÁÈÅ

äëÿ ñòóäåíòîâ, îáó÷àþùèõñÿ ïî ñïåöèàëüíîñòè 14.01.17 «ÕÈÐÓÐÃÈß»

Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà (pancreas)..

] Ï î / ð ò D à u ë c ü t í u s à ÿ c h ) o l ò e ð d è o à c ä h à u s l [ b i l i,;

a r i s ] V ~ ê ð à é ì à ë î ã î ñ à ë ü Áëàãîâåùåíñê — í è ê à G l a n d ÓÄÊ 616.151.5 – 038: 616.37 – 002(048.8) Ãðåáåíþê Â.Â. Îñòðûé ïàíêðåàòèò: ó÷åáíîå ïîñîáèå. – Áëàãîâåùåíñê: Àìóðñê.

ãîñ. ìåä. àêàäåìèÿ, 2011. – 48 ñ.

Ðàññìàòðèâàþòñÿ âîïðîñû ýòèîëîãèè, ïàòîãåíåçà, ìåòîäû êëèíè÷åñêîé è èíñòðóìåíòàëüíîé äèàãíîñòèêè, êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé îñòðîãî ïàíêðåàòèòà.  ïîñîáèè îñîáàÿ ðîëü óäåëåíà âîïðîñàì òàêòèêè, êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè è îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ñ ó÷åòîì ñîâðåìåííûõ ìèíèèíâàçèâíûõ õèðóðãè÷åñêèõ âìåøàòåëüñòâ. Ïîäðîáíî ðàçîáðàíû îñëîæíåíèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà èõ äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå è ïðåäóïðåæäåíèå. Áîëüøîå âíèìàíèå â ïîñîáèè óäåëåíî òåñòîâûì çàäàíèÿì, ñàìîïîäãîòîâêå ñòóäåíòîâ ê çàíÿòèþ.

Читайте также:  Русская баня и панкреатит

Ïîñîáèå èìååò ïðàêòè÷åñêóþ íàïðàâëåííîñòü è ïîçâîëÿåò ñòóäåíòàì íàó÷èòüñÿ ïðîâåðÿòü êîíêðåòíûå ñèìïòîìû îñòðîãî ïàíêðåàòèòà, îöåíèòü çíà÷èìîñòü äîïîëíèòåëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ.

Ïîäãîòîâëåíî â ñîîòâåòñòâèè ñ Ãîñóäàðñòâåííûì ñòàíäàðòîì äëÿ ó÷åáíîé äèñöèïëèíû Õèðóðãèÿ è ïðåäíàçíà÷åíî äëÿ ñòóäåíòîâ, êëèíè÷åñêèõ îðäèíàòîðîâ è àñïèðàíòîâ ìåäèöèíñêèõ âóçîâ.

Òåìà ïðàêòè÷åñêîãî çàíÿòèÿ: «Îñòðûé ïàíêðåàòèò»……….….. Ìîòèâàöèÿ, öåëü, çàäà÷è, …………………………………….………….. Àêòóàëüíîñòü òåìû……………………………………………………….. Àíàòîìî – ôèçèîëîãè÷åñèå äàííûå î ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå………….. Ñòðóêòóðà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû……………………………………. Âíåøíÿÿ è âíóòðåííÿÿ ñåêðåöèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû…………… Îñòðûé ïàíêðåàòèò. Ýòèîëîãèÿ…………………………………………… Ïàòîãåíåç îñòðîãî ïàíêðåàòèòà………………………………………….. Êëàññèôèêàöèÿ çàáîëåâàíèÿ……………………………………………… Êëèíè÷åñêàÿ ñåìèîòèêà………………………………………………….. Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà………………………………………………. Èíñòðóìåíòàëüíàÿ äèàãíîñòèêà. ………………………………………… Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà…………………………………………. Îöåíêà ñòåïåíè òÿæåñòè îñòðîãî ïàíêðåàòèòà………………………….. Ëå÷åáíàÿ òàêòèêà…………………………………………………………… Õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå ïàíêðåîíåêðîçà………………………………… ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ ………………………………………………………………. Ëèòåðàòóðà äëÿ ñàìîïîäãîòîâêè ………………………………………… Ìåòîäðåêîìåíäàöèè ïî êóðàöèè áîëüíûõ îñòðûì ïàíêðåàòèòî셅……………….. Òåñòû ïðîãðàììèðîâàííîãî êîíòðîëÿ ………………………………………………. Ýòàëîíû îòâåòîⅅ………………………………………………………………….. Ñèòóàöèîííûå çàäà÷è ………………………………………………………………… Ýòàëîíû îòâåòîⅅ……………………………………………………………………

ÒÅÌÀ ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÇÀÍßÒÈß:

ÎÑÒÐÛÉ ÏÀÍÊÐÅÀÒÈÒ

Ìîòèâàöèÿ òåìû:

Íåóêëîííûé ðîñò ÷àñòîòû çàáîëåâàíèé îñòðûì ïàíêðåàòèòîì, âûñîêàÿ ÷àñòîòà ëåòàëüíûõ èñõîäîâ îáóñëîâëåíà òÿæåñòüþ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ, ñëîæíîñòüþ, ìíîãîêîìïîíåíòíîñòüþ è ìíîãîýòàïíîñòüþ õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ ñ âûñîêèìè ýêîíîìè÷åñêèìè çàòðàòàìè. Ïðè ýòîì çà÷àñòóþ õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ âûñîêîé ëåòàëüíîñòüþ îò 40 äî 72%.

Öåëü.

Íàó÷èòü ñòóäåíòîâ ðàñïîçíàâàíèþ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà, åãî îñíîâíûì êëàññè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì, äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèþ.

Çàäà÷è:

1. Íà îñíîâàíèè çíàíèé ïî àíàòîìèè, ôèçèîëîãèè, ïàòîëîãè÷åñêîé àíàòîìèè è ïàòîëîãè÷åñêîé ôèçèîëîãèè ñôîðìèðîâàòü ó ñòóäåíòîâ çíàíèÿ îá ýòèîïàòîãåíåçå ðàçëè÷íûõ ôîðì ÎÏ è åãî îñëîæíåíèé.

2. Íàó÷èòü ñòóäåíòîâ ìåòîäàì îáñëåäîâàíèÿ õèðóðãè÷åñêèõ áîëüíûõ ñ ïîäîçðåíèåì íà ÎÏ.

3. Îçíàêîìèòü ñòóäåíòîâ ñ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè, äèàãíîñòèêîé è äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêîé ðàçëè÷íûõ ôîðì ÎÏ.

4. Ïîêàçàòü çíà÷åíèå òðàäèöèîííûõ è ñîâðåìåííûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ ÎÏ.

Çíàòü:

1. îïðåäåëåíèå ÎÏ 2. àíàòîìèþ è òîïîãðàôèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû 3. ôèçèîëîãèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû 4. êëàññèôèêàöèÿ ÎÏ 5. ìåòîäû äèàãíîñòèêè ÎÏ 6. êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó ÎÏ 7. îñëîæíåíèÿ ÎÏ 8. äèôôåðåíöèàëüíóþ äèàãíîñòèêó ÎÏ 9. ëå÷åáíóþ òàêòèêó ïðè ÎÏ 10.ìåòîäû îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ ÎÏ Óìåòü:

Îïðåäåëèòü ñïåöèàëüíûå ñèìïòîìû ÎÏ Îáúÿñíèòü ïîÿâëåíèå ôåðìåíòîâ â êðîâè è ìî÷å îáúÿñíèòü ïîðàæåíèå äðóãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì ïðè ÎÏ àíàëèçèðîâàòü äàííûå êëèíè÷åñêîãî è áèîõèìè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ êðîâè.

ÈÍÔÎÐÌÀÖÈÎÍÍÀß ×ÀÑÒÜ ÏÎÑÎÁÈß

Àêòóàëüíîñòü òåìû.

Îñòðûé ïàíêðåàòèò — ôåðìåíòàòèâíîå ïîðàæåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

Ýòîò ïðîöåññ íîñèò àâòîêàòàëèòè÷åñêèé õàðàêòåð è çà÷àñòóþ çàêàí÷èâàåòñÿ ñàìîïåðåâàðèâàíèåì îðãàíà. Ïîðàæåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû êàê ñëåäñòâèå âîçäåéñòâèÿ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ êëèíè÷åñêè ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ îò íåçíà÷èòåëüíûõ áîëåâûõ îùóùåíèé äî òÿæåëåéøåãî ôåðìåíòàòèâíîãî øîêà.

Ñðåäè áîëüíûõ ïðåîáëàäàþò æåíùèíû: ýòî, ïî-âèäèìîìó, ñâÿçàíî ñ áîëåå âûñîêîé ÷àñòîòîé âñòðå÷àåìîñòè ó íèõ æåë÷íîêàìåííîé áîëåçíè è íàðóøåíèé æèðîâîãî îáìåíà. Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü áîëüíûõ — ëèöà ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà.  íà÷àëå 80-õ ãîäîâ óìèðàëî îêîëî 20% áîëüíûõ îñòðûì ïàíêðåàòèòîì, ê êîíöó 90-õ — äî 10%.  ïîñëåäíèå 10-15 ëåò êîëè÷åñòâî áîëüíûõ óâåëè÷èëîñü â 2-3 ðàçà. Ýòî ñâÿçàíî ñ ðîñòîì ïîòðåáëåíèÿ íàñåëåíèåì àëêîãîëÿ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç îñíîâíûõ ïðè÷èí ðàçâèòèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ.  áîëüøèíñòâå ñòðàí íà îñòðûé ïàíêðåàòèò àëêîãîëüíîé ïðèðîäû ïðèõîäèòñÿ 40% áîëüíûõ.

Âòîðîé ïî ÷àñòîòå ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ÿâëÿþòñÿ áîëåçíè æåë÷íîãî ïóçûðÿ (æåë÷íîêàìåííàÿ áîëåçíü). Îñòàëüíûå 20% ñîñòàâëÿþò äðóãèå ïðè÷èíû: òðàâìû æèâîòà, ïðèåì âðåäíûõ äëÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ëåêàðñòâ, ýíäîêðèííûå çàáîëåâàíèÿ.

Àíàòîìî – òîïîãðàôè÷åñêèå äàííûå î ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå Àíàòîìè÷åñêèå îòäåëû. Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà (ÏÆ) – íåæíîå ïî ñòðóêòóðå îáðàçîâàíèå. Îíà ðàñïîëîæåíà ïîçàäè æåëóäêà è ïðîåöèðóåòñÿ â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè âûøå ïóïêà íà 3 – 6 ñì. Íà ïîçâîíî÷íèêå ýòîò óðîâåíü âàðüèðóåò: ÕI ãðóäíîé ïîçâîíîê – II ïîÿñíè÷íûé ïîçâîíîê.

 ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå âûäåëÿþò òðè îñíîâíûå ÷àñòè: ãîëîâêó, òåëî è õâîñò. ÏÆ áûâàåò â ôîðìå ìîëîòêà, ÿçûêà, ïîäêîâû èëè èçîãíóòîé. Äèíà åå – 23 ñì, øèðèíà 3-9 ñì, ìàññà 70 – 90 ã, òîëùèíà íå ïðåâûøàåò 3 ñì.

Ãîëîâêà – íàèáîëåå ìàññèâíàÿ ÷àñòü æåëåçû, ðàñïîëàãàåòñÿ â äóãå 12ïåðñòíîé êèøêè è ïîêðûòà çàäíåé ñòåíêîé æåëóäêà è ïåòëÿìè òîùåé êèøêè (ðèñ. 1) Ðèñ. 1 Àíàòîìè÷åñêèå îòäåëû ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

Ñçàäè ê ãîëîâêå ïðèëåãàþò íèæíÿÿ ïîëàÿ âåíà, ïðàâàÿ ïå÷åíî÷íàÿ à òàêæå íà÷àëüíàÿ ÷àñòü âîðîòíîé âåíû.  íèæíåì îòäåëå îò ãîëîâêè îòõîäèò êðþ÷êîâèäíûé îòðîñòîê. Ïîñëåäíèé îòäåëåí îò ãîëîâêè âûðåçêîé, â êîòîðîé ðàñïîëîæåíû âåðõíèå áðûæåå÷íûå ñîñóäû, èäóùèå ñþäà ÷åðåç ùåëü íà ãðàíèöå ìåæäó íèæíèì ãîðèçîíòàëüíûì è âîñõîäÿùèì êîëåíàìè 12-ïåðñòíîé êèøêè; çäåñü æå ëåæèò àíàñòîìîç âåðõíåé è íèæíåé ïîäæåëóäî÷íîäâåíàäöàòèïåðñòíûõ àðòåðèé, îáðàçóþùèé ñîñóäèñòóþ äóãó, âåòâè êîòîðîé ïèòàþò ãîëîâêó æåëåçû è 12-ïåðñòíóþ êèøêó.

Читайте также:  При панкреатите можно горох зеленый

Øåéêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìåñòî ïåðåõîäà ãîëîâêè â òåëî æåëåçû, ýòî ìåñòî íåñêîëüêî ñóæåíî. Çà øåéêîé ñëåäóåò òåëî ÏÆ, ïåðåõîäÿùåå â õâîñò.

Ñïåðåäè ÏÆ â îáëàñòè òåëà è õâîñòà ïîêðûòà áðþøèíîé – çàäíåé ñòåíêîé ñàëüíèêîâîé ñóìêè (â ïîëîñòè êîòîðîé íàõîäèòñÿ ÏÆ) è ïðèëåæèò ê çàäíåé ñòåíêè æåëóäêà (ðèñ. 2, 3).

Ñàëüíèêîâàÿ ñóìêà (bursa omentalis) Ðèñ. 2 Àíàòîìèÿ ñàëüíèêîâîé ñóìêè.

Çàäíÿÿ ïîâåðõíîñòü æåëåçû ïðèëåæèò êî II ïîÿñíè÷íîìó ïîçâîíêó, îãèáàÿ åãî òåëî. Ê íèæíåé óçêîé ïîâåðõíîñòè òåëà ÏÆ, òàêæå ïîêðûòîé ïðèñòåíî÷íîé áðþøèíîé, ïðèëåãàþò 12-ïåðñòíî-òîíêîêèøå÷íàÿ ñâÿçêà, áðûæåéêà îáîäî÷íîé êèøêè è íà÷àëüíîãî îòäåëà òîëñòîé êèøêè (ðèñ. 1, 2). Õâîñò ÏÆ ñîïðèêàñàåòñÿ ñ äíîì æåëóäêà è ëåâûì èçãèáîì îáîäî÷íîé êèøêè, ïîäõîäèò ê ñåëåçåíêå è ïðèëåãàåò ê åå ìåäèàëüíîé ïîâåðõíîñòè íèæå âîðîò.

Ñâÿçî÷íûé àïïàðàò. ÏÆ íàõîäèòñÿ êàê áû â æèðîâîì ôóòëÿðå. Îí óêðåïëåí è ñâÿçî÷íûì àïïàðàòîì, êîòîðûé ñîçäàåò íåïîäâèæíîñòü îðãàíà. 1) Æåëóäî÷íî-ïîäæåëóäî÷íàÿ ñâÿçêà íà÷èíàåòñÿ îò êàðäèàëüíîãî îòäåëà æåëóäêà è íà÷àëà ìàëîé êðèâèçíû. Ýòà ñâÿçêà ìîùíàÿ è ñîäåðæèò ëåâóþ æåëóäî÷íóþ àðòåðèþ è íà÷àëüíûé îòäåë îáùåé ïå÷åíî÷íîé àðòåðèè.  ÷æåëóäî÷íî-ïîäæåëóäî÷íîé ñâÿçêå, íåñêîëüêî ïðàâåå ðàñïîëîæåí ÷ðåâíûé ñòâîë (ðèñ. 1).

Ñàëüíèêîâàÿ ñóìêà (bursa omentalis), ïîïåðå÷íûé ñðåç Ðèñ. 3 Âçàèìîîòíîøåíèå îðãàíîâ ñàëüíèêîâîé ñóìêè 2) Ïîäæåëóäî÷íî-ñåëåçåíî÷íàÿ ñâÿçêà ôèêñèðóåò õâîñò ÏÆ ê ñåëåçåíêå.  ýòîé ñâÿçêå ïðîõîäÿò ñåëåçåíî÷íàÿ àðòåðèÿ è âåíà. Ñâÿçêà äîâîëüíî íåæíàÿ è ëåãêî ðâåòñÿ ïðè ïîòÿãèâàíèè.

3) Ïî êðàþ ïåðåäíåçàäíåé ïîâåðõíîñòè ÏÆ ïðèêðåïëÿåòñÿ áðûæåéêà îáîäî÷íîé êèøêè, êîòîðàÿ ïîäêðåïëÿåò íåïîäâèæíîñòü æåëåçû 4) Ñîáñòâåííàÿ ñâÿçêà êðþ÷êîâèäíîãî îòðîñòêà äåëèò ðåòðîïàíêðåàòè÷åñêîå ïðîñòðàíñòâî íà ëåâîå è ïðàâîå. Èìåííî â ýòîé ñâÿçêå ïðîõîäÿò æèçíåííî âàæíûå êðîâåíîñíûå ñîñóäû: âåíà, àîðòà, âåðõíåáðûæåå÷íûå àðòåðèÿ è âåíà, âåòâè óêàçàííûõ àðòåðèé.

5) ÏÆ èíòèìíî ñâÿçàíà ñî ñòåíêîé 12-ïåðñòíîé êèøêè åå âåðòèêàëüíîé ÷àñòüþ è èìååò îáùåå êðîâîñíàáæåíèå. Îòäåëèòü ñòåíêó 12-ïåðñòíîé êèøêè îò òêàíè ÏÆ ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî.

6) Ïðèâðàòíèêî-ïîäæåëóäî÷íàÿ ñâÿçêà äîâîëüíî ðûõëàÿ.  íåé ïðîõîäèò ðÿä ìåëêèõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ èç ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ê ïðèâðàòíèêó.

Áëèçêîå ïðåäëåæàíèå ê ÏÆ ïîëûõ îðãàíîâ â ñëó÷àÿõ îáðàçîâàíèÿ ãíîéíûõ çàòåêîâ â ñàëüíèêîâîé ñóìêå ìîæåò ïðèâåñò ê íåêðîçó ñòåíêè, âîçíèêíîâåíèþ îáîäî÷íîãî è æåëóäî÷íîãî ñâèùåé 7) Êàïñóëà ÏÆ íåæíàÿ, òîíêàÿ, èíòèìíî ñâÿçàíà ñ òêàíüþ æåëåçû.

Êðîâåíîñíûå ñîñóäû. Ñíàáæàåòñÿ êðîâüþ ÏÆ èç òðåõ îñíîâíûõ èñòî÷íèêîâ: âåòâåé ïå÷åíî÷íîé, ñåëåçåíî÷íîé è âåðõíåé áðûæåå÷íîé àðòåðèé (ðèñ. 4).

a. Pancreaticoduodenalis superior posterior Ðèñ. 4 Êðîâîñíàáæåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû 1) Ïå÷åíî÷íàÿ àðòåðèÿ ñíàáæàåò êðîâüþ â îñíîâíîì ãîëîâêó æåëåçû, áîëüøå ïîâåðõíîñòíóþ ÷àñòü òåëà. Îò ïå÷åíî÷íîé àðòåðèè îòõîäèò êðóïíûé ñòâîë – a. gastroduodenalis, êîòîðàÿ äåëèòñÿ íà ïðàâóþ æåëóäî÷íóþ (a. gastrica dextra) è âåðõíþþ ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíóþ ( à.pancreatoduodenalis superior).

Ïîñëåäíÿÿ àðòåðèÿ ïðîõîäèò âíèç ìåæäó ñðåäíåé ÷àñòüþ 12-ïåðñòíîé êèør êè è ãîëîâêè ÏÆ, îòäàâàÿ âåòâè ê ãîðèçîíòàëüíîìó âåðõíåìó è âåðòèêàëüíîìó ó÷àñòêàì 12-ïåðñòíîé êèøêè.Îíè äåëÿòñÿ íà ïåðåäíèå è çàäíèå, õîòÿ ïèòàþò â îñíîâíîì çàäíþþ ÷àñòü ÏÆ. Áëèçêîå èõ ïðåäëåæàíèå ê 12ïåðñòíîé êèøêå ñëóæèò ïðè÷èíîé ëèãèðîâàíèÿ èõ âî âðåìÿ ðåçåêöèè ïðè ïåíåòðàöèè ÿçâû â ñòåíêó ÏÆ. È ïåðåäíèå è çàäíèå âåòâè à.pancreatoduodenalis superior àíàñòîìîçèðóþò ñ òàêèìè æå âåòâÿìè íèæíåéïàíêðåàòîäóîäåíàëüíîé àðòåðèè, îáðàçóÿ íåñêîëüêî àðòåðèàëüíûõ äóã, ïðîõîäÿùèõ ïîçàäè è ñïåðåäè ãîëîâêè æåëåçû;

2) Îò ïå÷åíî÷íîé àðòåðèè ê çàäíåé ïîâåðõíîñòè æåëåçû îòõîäèò äîâîëüíî êðóïíàÿ âåòâü (à. pancreatica dorsalis), êîòîðàÿ àíàñòîìîçèðóåò ñî âñåìè áàññåéíàìè àðòåðèé è áîëüøå ñ íèæíåé ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíîé;

3) Íèæíÿÿ ïàíêðåàòîäóîäåíàëüíàÿ àðòåðèÿ îòõîäèò îò âåðõíåé áðûæåå÷íîé àðòåðèè íåñêîëüêî âûøå òðåéòöåâîé ñâÿçêè. Ïåðåñå÷åíèå òðåéòöåâîé ñâÿçêè ïðè ñèíäðîìå äóîäåíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ðåçåêöèè æåëóäêà ìîæåò ïîâðåäèòü ýòó àðòåðèþ è íàñòóïèò ïàíêðåîíåêðîç èëè íåêðîç íèæíåé ãîðèçîíòàëüíîé ÷àñòè 12 – ïåðñòíîé êèøêè ( ïî íàøèì äàííûì â 1 ñëó÷àå ðåçåêöèè æåëóäêà ñî ñìåðòåëüíûì èñõîäîì â ï/î ïåðèîäå ïðåäïîëàãàåòñÿ òàêîå îñëîæíåíèé);

4) Îò âåðõíåé áðûæåå÷íîé àðòåðèè ïî íèæíåìó êðàþ ÏÆ ê òåëó è õâîñòó îòõîäèò êðóïíàÿ àðòåðèÿ (à. pancreatica inferior), êîòîðàÿ àíàñòîìîçèðóåò ñ áîëüøîé è õâîñòîâûìè àðòåðèÿìè ñåëåçåíî÷íîé ñèñòåìû;

5) Ñèñòåìà ñåëåçåíî÷íîé àðòåðèè îòäàåò â òêàíü æåëåçû îêîëî 9 âåòâåé.

Íàèáîëåå êðóïíàÿ èç íèõ – áîëüøàÿ ïàíêðåàòè÷åñêàÿ (a. pancreatica magna).

Pages:     |

| 2 | 3 | 4 | 5 |   …   | 7 |

Источник