Учебно методическое пособие по панкреатиту

Московская
медицинская академия им.И.М. Сеченова

Кафедра факультетской
хирургии № 2 лечебного факультета

Утверждено

УМС ММА им И.М. Сеченова

Экспертная группа

«Хирургические болезни и парахирургические
специальности»

МОСКВА 2010

Составители: доцент
В.Г. Агаджанов, доцент Э.Г. Османов,

доцент А.Г. Натрошвили

Под редакцией
профессора А.М. Шулутко, профессора В.И.
Семикова

Острый панкреатит

1.
Мотивация. Частота
заболеваемости острым панкреатитом
существенно вариирует составляя от
100-200 (Голландия, Англия) до 700-800 (Финляндия,
США) случаев заболевания на 1 миллион
населения в год; такой разброс связан
с разной распространенностью в популяциях
двух основных этиологических факторов
– желчекаменной болезни и злоупотребления
алкоголем, а также различиями в
интерпретации диагностических критериев.

С 60-х годов до
настоящего времени частота выявления
панкреатита увеличилась примерно в 1,5
раза, что объясняют как улучшением
диагностики (ферментная диагностика,
ультразвуковая и рентгеновская
компъютерная томография), так и абсолютным
ростом заболеваемости. Более того, в
связи с уменьшением частоты аутопсий
в последние десятилетия вполне вероятна
недооценка истинного роста заболеваемости
панкреатитом, особенно его тяжелых
форм: до 30-40% случаев панкреонекроза с
летальным течением не диагносцируется
прижизненно.

В госпитальной
практике частота панкреатита вариирует
от 2 до 9%, тяжелые формы наблюдаются в
5-10% случаев верифицированного панкреатита.
Осложнения развиваются со средней
частотой в 25%. Публикуемые современные
показатели летальности не превышают
5% для всех атак острого панкреатита и
20% для его тяжелых форм. Существенное
снижение летальности по сравнению с
70-80-ми годами (общая летальность 11-15%,
при тяжелых формах до 30-50%) есть главное
достижение двух последних десятилетий;
оно достигнуто созданием новой концепции
патогенеза острого панкреатита, точной
диагностикой инфицированного
панкреонекроза, достижениями
консервативного лечения, радикально
уменьшившими раннюю летальность, и
пересмотром стратегии оперативного
лечения – отказом от ранних операций
и агрессивным лечением инфицированного
панкреонекроза – существенно улучшившим
результаты хирургического лечения.

2. Цель
изучения темы.
Обучиться
диагностике и знать принципы лечения
острого панкреатита.

3. Целевые
задачи:

а) правильно
оценивать данные анамнеза;

б) знать клиническую
симптоматологию острого панкреатита
и его осложнений;

в) знать и уметь
правильно трактовать значения лабораторных
методов исследования (клинический
анализ крови и мочи, биохимический
анализ крови, определение стеркобилина
в кале и т.д.);

г) обучиться
диагностическим приемам и методам
лечения заболеваний, указанных в перечне
необходимых знаний и умений студентов.

  1. Перечень
    необходимых знаний и умений студента

Студент должен
знать:

а) этиопатогенез
заболевания;

б) классификацию;

в) характерные
жалобы больных;

г) клиническую
симптоматологию;

д) возможности и
методы амбулаторного обследования и
лечения больных (общеклинические
анализы, трактовка данных специальных
инструментальных методов исследования);

е) возможности
специальных методов обследования
больных;

ж) научиться
проводить дифференциальную диагностику;

з) научиться
планировать лечение больных (консервативное
и оперативное);

и) знать принципы
консервативного лечения больных острым
панкреатитом и его осложнениями;

к) знать принципы
оперативных вмешательств при остром
панкреатите и его осложнениях;

л) знать принципы
послеоперационного ведения больных;

м) знать принципы
профилактики и лечения осложнений;

н) знать принципы
реабилитации больных и правильно
оценивать их трудоспособность.

Студент должен
уметь
правильно
сформулировать диагноз, уметь оценить
состояние больного и выбрать необходимое
лечение.

5. Ориентировочная
основа действий студентов по диагностике
и лечению

1. прежде чем
приступить к изучению заболеваний
поджелудочной железы вам необходимо
вспомнить анатомо-физиологические
сведения о гепатобилиарной системе.

2. Знание этиологии
и патогенеза заболеваний этой области
поможет вам лучше ориентироваться в
вопросах тактики и лечения больных.

3. Вы принимаете и
осматриваете больного, который жалуется
на боли в левом верхнем квадранте живота.

Прочтите о методах
обследования больных.

4. Однако этого
недостаточно для установления клинического
диагноза. Прочтите о специальных методах
обследования больных острым панкреатитом
и его осложнениями.

5. Обратите внимание
на изменение лабораторных данных, а так
как у больного имеется желтушность
склер, проведите соответствующий
дифдиагноз.

6. Получив необходимую
информацию о больном, правильно
сформулируйте диагноз. За разъяснением
обратитесь к «Классификации часто
встречающихся хирургических заболеваний».

7. Теперь необходимо
обдумать план лечения.

8. Почитайте, какие
методы лечения рекомендуют различные
авторы.

Читайте также:  Что такое панкреатит второй степени

9. Ваш больной
поправилась. Прежде чем дать ему совет
о режиме питания и труда, ознакомьтесь
с литературными сведениями.

5. Список
рекомендуемой литературы:

1) Учебник М.И.
Кузина.

2) «Некротизирующий
панкреатит» М.И. Прудков, А.М. Шулутко,
Ф.В. Галимзянов, С.А. Чернядьев. Екатеринбург
2005 г.

3) «Механическая
желтуха. Хронический панкреатит» Р.М.
Евтихов и соавт. Москва-Иваново-Киров
1999 г.

4) Руководство по
неотложной хирургии органов брюшной
полости под редакцией В.С. Савельева.
Москва 2004 г.

5) Патофизиология
органов пищеварения. Д.М. Хендерсон.
Москва 2001 г.

6) «Боль в животе».
Л.М. Найхус, Д.М. Вителло, Р.Э. Конден.
Москва 2000 г.

7) Острый панкреатит
и травмы поджелудочной железы. Р.В.
Вашетко и соавторы. Санкт-Петербург
2004 г.

7) Тесты и ситуационные
задачи для программированного обучения
по хирургическим болезням. В. С. Савельев
и соавторы. Москва-Пермь 2005 г.

6. План
занятий по теме «Острый панкреатит»
:

а) Вводная беседа

б) Тестовый контроль
исходного уровня знаний

в) Самостоятельная
курация больных острым панкреатитом

г) Клинический
разбор больных с преподавателем

д) Разбор и
обоснование современных методов лечения
острого панкреатита

е) Выводы и домашнее
задание

Учебные элементы
по теме «Острый панкреатит»

1.Классификация

— легкий острый
панкреатит (острый отечный панкреатит,
интерстициальный панкреатит)

— тяжелый острый
панкреатит:

острые жидкостные
скопления

панкреонекроз

инфицированный
панкреонекроз

панкреатогенный
абсцесс

инфицированная
псевдокиста

полиорганная
недостаточность

2. Патолого-морфологические
изменения

3. Этиология

— алкоголь

— ЖКБ

— травма

4. Патогенез

5. Клинические
симптомы

— боли в верхнем
левом квадранте живота

— рвота

— температурная
реакция (необязательно)

— цианоз кожи живота
(симптом Холстеда)

— цианоз боковых
стенок живота (симптом Турнера)

— цианоз пупка
(симптом Грюневальда)

— желтушность в
области пупка (симптом Кулена)

— фиолетовые пятна
на туловище (симптом Мондора)

— болезненность и
резистентность на 6-7 см выше пупка
(симптом Керте)

— исчезновение
пульсации надчревного отдела аорты
(симптом Воскресенского)

— сердечно-сосудистые
проявления

— явления динамической
кишечной непроходимости

— перитонеальные
симптомы

— болезненная
резистентность в левом реберно-позвоночном
углу (симптом Мейо-Робсона)

— клиника острого
холецистита

6. Лабораторные и
инструментальные методы диагностики

— общий анализ
крови

— определение
ферментов поджелудочной железы в моче
и крови

— биохимия крови

— ОЦК, гематокрит
и ЦВД

— определение
сахара крови

— УЗИ брюшной
полости

— КТ

— МРТ

7. Осложнения

— перитонит

— абсцессы

— забрюшинная
флегмона

— плеврит

— перикардит

— кровотечение

— киста

— острый холецистит

— прободная
гастродуоденальная язва

— острая кишечная
непроходимость

— острое нарушение
мезентериального кровообращения

— острая почечная
недостаточность

— полиорганная
недостаточность

8. Дифдиагноз

— острый холецистит

— кишечная
непроходимость

— острый аппендицит

— осложненная
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки

9. Консервативное
лечение

— покой

— местная гипотермия

— снятие болей и
нормализация нейровегетативных функций

— борьба с нарушениями
гомеостаза

— поддержание
функций жизненно важных органов

— инактивация
ферментов поджелудочной железы

— антибиотикотерапия

— контроль диуреза

10. Показания к
оперативному лечению

11. Оперативная
тактика

— лапароскопия

— малоинвазивное
лечение

— дренирование под
УЗ- контролем

— лапаротомия,
вскрытии забрюшинной флегмоны,
дренирование забрюшинного пространства
и брюшной полости

12. Исходы

— выздоровление

— летальный исход.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.03.20161.71 Mб67Методичка по органам чувств. Гайворонский.djvu

Источник

Впервые выявлен на секции и выделен как
самостоятельная нозологиче­ская
единица в 1641 году, но очень длительное
время клинически не распознавался,
диагноз ставился лишь на операционном
столе, а чаще на аутопсии, летальность
достигала 100% (вплоть до конца 19 века
хирурги считали причину ОП неизвест­ной,
клиническую карти-ну — не характерной,
прогноз – безнадежным).

В 1897 году А.В.Мартынов в своей диссертации
писал » Распознавание острого
панкреатита возможно при жизни лишь на
операционном столе при операции под
другим диагнозом».

20-й век ознаменовался большими успехами
в изучении ОП. Много ценного внесено
трудами наших отечественных ученых /
С. В.Лобачев, Б.А.Петров, Е.С.Розанов,
3.И.Стручков, В.С.Савельев, Шалимов и др).
В настоящее время разработаны этиология,
патогенез, патолого-анатомичсские
формы, клиника и лечение острого
панкреати­та; летальность при нем
снизилась до 10 — 20%, Однако актуаль­ность
проблемы сохраняет свое значение, так
как: 1/ растет частота этого заболевания
— в последние годы оно стоит на 3-ем месте
после острого аппендицита и острого
холецистита. 2/В диагностике — все еще
допускается значительное количество
ошибок. 3/ Все еще высока летальность,
особенно при деструктивных формах, как
при консервативном, так и при оперативном
лечении.

Читайте также:  Как пить картофельный сок при панкреатите и холецистите

Возраст больных — чаще пожилой ( в 78,2%),
но встречается и у молодых, преимущественно
у мужчин, злоупотребляющих алкоголем
и у беременных женщин. Часто, болеют
тучные люди, обременные атеро­склерозом,
диабетом, У женщин встречается в 3 — 5 раз
чаще, что объясняют большей лабильностью
эндокринных и обменных процессов.

Этиология

Острый панкреатит — дегенеративно-воспалительное
поражение поджелудочной железы,
вызываемое разными причинами. В основе
заболевания лежит аутолиз тканей
поджелудочной железы вследствие
воздействия на нее собственных
активизированных протеолитических
ферментов — это ферментативно-химический
процесс, к которому вторично может
при­соединиться инфекция.

Активизации ферментов могут способствовать:

I/
Повышение давление в
желче-выводящих путях — желчная гипертензия
(считается основной причиной), в основе
которой могут лежатьзаболевания
желчного пузыря, которые в 63% случаев
сопровождаются спазмом сфинктра Одди,
особенно калькулезны» процесс — камни
желчного пузыря и холедоха, стриктуры
холедоха. При наличии общей ампулы
холедоха и Вирсунгова протока происходит
заброс желчи в последний — билиарный
рефлюкс, вызывающий
активацию трипсиногена и переход его
в трипсин с последующим аутолизом ткани
поджелудочной железы — «канальцевая
теория», теория общсго канала.
Панкреатиты такого генеза в соответствии
с решением конференции в Киеве в 1988 году
называютс билиарными панкреатитами,
они составляют около 70% всех острых
панкреатитов. Все остальные панкреатиты
именуются идиопатическими.

2/ Застойные
явления в верхних отделах пищеварительного
тракта; гастриты,
дуодениты, дуоденостаз способствуют
недостаточности сфинутра Одди и
забрасыванию кишечного содержимого,
содержащего ферменты в панкреатическии
проток — дуоденальный
рефлюкс, что также
способствует активации трипсиногена
с развитием ОП -теория дуоденаль­ного
рефлюкса.

3/ Нарушения
обмена, особенно жирового, переедание
— приводят к нарушениям в системе
протеолитических ферментов и их
ингибиторов. С возрастом активность
ингибиторов снижается, что при
провоцирующих моментах (переедание,
нарушение диеты) приводит к активации
трипсино-гена — метабрлическая теория.
Отсюда название ОП — «болезнь обжор»,
заболевание «сытой жизни».В военные
годы в ленинградскую блокаду почти не
было панкреатитов; они появились после
прорыва блокады прежде всего у снабженцев,
зав.столовыми.

4/ Расстройства
кровообращения в
железе, ишемия органа, чаще всего в связи
с атеросклеротическими изменениями,
гипертонией, диабе­том, алкоголизмом,
также ведут к нарушению равновесия в
системе «фермент-ингибитор». У
беременных нарушение кровообращения
могут быть связаны с давлением беременной
матки на сосуды. –сосудистаятеория.

5/ Пищевые и химические
отравления
— алкоголем, кислотами, фосфо-ром,
лекарственными препаратами (тетрациклинового
ряда, стероидными гормонами), глистные
инвазии также способствуют активации
ферментов — токсическая
теория
.

6/ Общая и местная инфекция,
особенно брюшной полости — желчных
путей, при язвенной болезни, особенно
при пенетрации язв — инфекци­онная
теория
.

7/ Травмы
поджелудочной железы — непосредственно
при ранениях, тупой травме, а также
операционная (при операциях на 12-ти
перстной кишке, желчных путях)также
может приводит к острому панкреатиту.
Частота послеоперационных панкреатитов
достигает 6 — 12% (Жидков, Ткаченко) —
травматическая
теория.

8/ Аллергическая
теория
— особенно
большое число сторонников имеет в
последние годы. При использовании
различных серологических реакций
у больных ОП многими исследователями
в сыворотке крови обнаружены антитела
к поджелудочной железе, что говорит об
аутоагрессии.

Практически чаще имеет место совокупность
нескольких из пере­численных причин
с превалированием какой-либо, таким
образом, острый панкреатит нужно считать
полиэтиологическим заболеваниям.

Источник

Кафедра внутренних
болезней и ВПТ

Дисциплина
внутренние болезни

Специальность
060103.65-педиатрия

Факультет
педиатрический

Читайте также:  Густая желчь при панкреатите

Курс
IV
Семестр VII

Количество часов
____________ (час)

ЦелИ занятия

  • Научиться
    распознавать различные варианты ХП.

  • Научиться
    распознавать симптомы ХП.

  • Научиться составлять
    план обследования больных с ХП.

  • Научиться
    проводить дифференциальный диагноз с
    синдромосходными заболеваниями (опухоли
    поджелудочной железы, гастродуоденит,
    язвенная болезнь, хронический холецистит,
    ЖКБ, муковисцидоз, хронический энтерит
    и другие хронические заболевания тонкой
    кишки).

  • Научиться составлять
    план лечения больных ХП, комплекс
    профилактических мероприятий.

БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ

  • Анатомию
    поджелудочной железы (ее части, проток
    поджелудочной железы).

  • Строение экзокринного
    и эндокринного отделов (ацинарные
    клетки, типы эндокриноцитов).

  • Функции поджелудочной
    железы: панкреатическая секреция,
    особенности секреции бикарбонатов и
    их значение в обработке пищи и в регуляции
    пищеварения. Механизмы регуляция
    секреции панкреатического сока.

  • Методы обследования
    больных с синдромом абдоминальных
    болей в эпигастрии и мезогастрии.
    Проведение поверхностной и глубокой
    пальпации, перкуссии, аускультации
    живота, всех отделов кишечника,
    определение свободной жидкости в
    брюшной полости.

  • Патологическую
    анатомию хронического панкреатита,
    осложнения, исходы.

  • Лабораторные
    и инструментальные методы исследования
    при хроническом панкреатите с их
    интерпретацией (общий анализ крови,
    амилаза крови, диастаза мочи, глюкоза
    крови, фекальная эластаза, панкреолауриловый
    тест, секретин-панкреозиминовый тест,
    УЗИ органов брюшной полости, КТ
    поджелудочной железы, эндоскопическая
    ретроградная холангиопанкреатография).

  • Механизм действия
    основных групп препаратов: ненаркотических
    и наркотических аналгетиков, антагонистов
    Н2-рецепторов, ингибиторов протонного
    насоса, панкреатических ферментов,
    миотропных спазмолитиков.

Вышеуказанные
вопросы изучены ранее на следующих
теоретических кафедрах:

  • Кафедра нормальной
    анатомии

Привес М.Г. Анатомия
человека.-Спб: СПБМАПО, 2004.-720 с.

  • Кафедра нормальной
    физиологии

Нормальная
физиология человека: Учебник.-М., Медицина,
2005.-928 с.

  • Кафедра
    патологической анатомии

Патологическая
анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М.
Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с.

  • Кафедра
    патологической физиологии

Адо А.Д.
Патологическая физиология.-М.: Триада,
2001.-574 с.

  • Кафедра
    пропедевтики внутренних болезней

Гребенев А.Л.
Пропедевтика внутренних болезней.-М.:
Медицина, 2002.-592 с.

  • Кафедра
    фармакологии

Харкевич Д.А.
Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.

продолжительность
занятия и место его проведения

  • Место занятия –
    учебная комната кафедры и палата
    терапевтического отделения.

  • Время занятия –
    с 9:00 до 12:15.

методическое
и материально-техническое
ОСНАЩЕНИЕ

  • Схемы, таблицы,
    рисунки, слайды по теме практического
    занятия.

  • Больные с ХП,
    история болезни, амбулаторная карта.

  • Типовые задачи.

  • Тестовые задания.

  • Методическая
    разработка практических занятий для
    студентов.

  • Методическое
    пособие «Болезни органов пищеварения».

  • Методическое
    пособие «Фармакотерапия внутренних
    болезней и их осложнений».

Хронометраж
практического занятия:

30 мин. – текущий
контроль – написание контрольных
вопросов, тестов, решение типовых задач.

10 мин. – перерыв

20 мин. – курация
больных, микрокурация.

1 час – клинический
разбор больного с хроническим панкреатитом
и опрос студентов по заданной теме на
примере курируемых больных (этиология,
патогенез, клиника, дифференциальный
диагноз, осложнения, обследование,
лечение).

15 мин. – перерыв

1 час – клинический
разбор больных с хроническим панкреатитом
и опрос студентов по заданной теме на
примере курируемых больных (этиология,
патогенез, клиника, дифференциальный
диагноз, осложнения, обследование,
лечение).

содержание
ТЕМЫ
«Хронический
панкреатит»

Основные вопросы
темы:

  • Определение
    хронического панкреатита.

  • Этиология
    хронического панкреатита.

  • Патогенез
    хронического панкреатита.

  • Классификация
    хронического панкреатита.

  • Основные
    клинико-лабораторно- инструментальные
    диагностические критерии хронического
    панкреатита.

  • Дифференциальный
    диагноз.

  • Лечение хронического
    панкреатита.

  • Осложнения.

  • Диспансеризация.

Актуальность
проблемы

В последние два
десятилетия отмечается рост заболеваемости
хроническим панкреатитом (ХП), что
связывают с ростом алкоголизма, учащением
случаев ЖКБ. За этот период заметно
увеличилось количество осложнений и
все более четко фиксируется связь ХП с
карциномой поджелудочной железы. В
клиническом плане ХП представляет собой
динамичную, плохо поддающуюся диагностике
болезнь, эволюция которой обусловлена
прогрессирующей деструкцией ткани
железы и возникновением локальных
осложнений. Из этого следует, что только
динамическое наблюдение за больными
позволяет определить факторы, темп
прогрессирования, стадию, а также
характер и интенсивность лечебных
мероприятий.

Определение

хроническое
полиэтиологическое воспалительное
заболевание поджелудочной железы,
характеризующееся прогрессирующим
течением, нарастающими очаговыми,
сегментарными или диффузными
дегенеративными и деструктивными
изменениями ее паренхимы, развитием в
ней фиброза, изменениями в протоковой
системе (образование псевдокист,
кальцификатов, конкрементов), различной
степени нарушениями экзо- и эндокринной
функций.

Соседние файлы в папке МР_студ_гастро

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник