У noize mc панкреатите
18 мая в крупнейшем столичном клубе Stadium Live Иван Алексеев — передовой российский рэпер, давно известный как Noize MC, — представит на сольном концерте свой «Новый альбом», полтора месяца назад выложенный для свободного скачивания в интернете. Перед московской премьерой Иван пообщался с «Неделей».
— Трудно, наверное, выбирать название для нового диска, если предыдущий альбом назывался «Последним»?
— Это было концептуальное название, а не прикол ради прикола. Вместе с той пластинкой вышла одноименная книжка нашего барабанщика Павла Тетерина. В ней рассказывалась фантастическая история группы, которая репетирует в помещении брошенного завода, а по сути — в ядерном бомбоубежище. После Армагеддона эта группа умудрилась выжить, наладить свой быт и записала непонятно кому и зачем нужную пластинку под названием «Последний альбом». Так что следующий диск может назваться только «Новым», и никак иначе.
— В эпоху, когда физические носители уходят в тень, и многие музыканты, ты в том числе, сразу выкладывают материал в Сеть, издание диска вкупе с книгой — прямо винтаж какой-то.
— У издательства, выпускавшего книгу, возникли проблемы с распространением, мы выкупили 4 тыс. экземпляров, за год реализовали их на своих концертах. Так что все нормально. С «Новым альбомом» тоже планируем выпустить книгу Тетерина, теперь сборник рассказов. Он продолжает развивать свой литературный талант.
— Но к песенным текстам ты его не допускаешь?
— Пока у нас нет опыта совместного творчества. Хотя, надо признать, он вторая, после меня, креативная сила в нашем коллективе.
— Как именовать следующий альбом ты тоже уже решил?
— Шуточная триада завершена, название для четвертого диска будет иным. После стилевого винегрета в наших предыдущих альбомах настоящим экспериментом для меня станет запись ортодоксального рэпа.
— В 2013-м ты собираешься отмечать юбилей своей группы?
— Да, нам исполняется 10 лет, и следующей весной мы планируем устроить масштабный концерт или серию концертов. И перезаписать наши старые песни.
— Но у Noize МС история вроде бы покороче?
— Летоисчисление ведется с момента создания коллектива Protivo Gunz, он сейчас со мной на сцене. Мы перестали разделять Noize МС и Protivo Gunz и объединили все наши песни в одном проекте.
— Псевдоним Noize МС был фактически навязан тебе рекорд-лэйблом. Ты сразу согласился?
— Когда подписал контракт, представители лэйбла всячески пытались «слить» мою группу. Предлагали мне сменить команду или поначалу вообще минимизировать райдер, ездить вдвоем с диджеем, читать рэп под «минусовки». Объективно говоря, парни из Protivo Gunz тогда хреново играли, но они — мои лучшие друзья, и никакие другие музыканты мне не нужны. Я поменять состав не дал, и это был ключевой момент. Постепенно мы стали группой Noize МС. Хотя до сих пор мне кажется, что для русского уха и это название не такое уж простое.
— Два месяца назад тебе исполнилось 27. Особый возраст для рок-музыкантов. Для многих финишный. Думал об этом?
— Да, я в теме. Именно сейчас ощутил: нужна логическая запятая, чтобы осмотреться по сторонам и понять, куда двигаться дальше. Вот отыграем концерты, посвященные презентации новой пластинки, и в декабре уйдем в большой отпуск. Месяца три планирую провести где-нибудь в теплой стране. А в июле, наконец, займусь своим здоровьем. В прошлом году я начал просто рассыпаться на куски. Гастрольный график дал о себе знать. У меня в принципе здоровье хреновое, а тут еще рок-н-ролльный образ жизни. Все началось с неудачного прыжка со сцены в Магадане, где вместе с тяжеленной гитарой я спикировал прямо зал. В каком-то запале еще залез обратно на сцену, попрощался со зрителями и кое-как ушел за кулисы. Потом передвигался, как пришелец из фильма Men In Black. Песня «Бассейн» из «Нового альбома» как раз посвящается неудачному стейдж-дайвингу и его последствиям.
— Подозреваю, на том концерте ты был не вполне трезв.
— Да, я в то время еще выпивал. Там, в Магадане, мне прописали обезболивающее, но врачи не сделали поправку на мою рок-диету. Таблетки в сочетании с «вискарем» быстро привели к панкреатиту. Бухать мне теперь нельзя. И конкретно этот результат я оцениваю как положительный. В общем, 27 — это такой рубежный, кризисный возраст.
— Поскольку теперь ты на традиционной диете, настоящим героем тебе не стать, young die уже не получится.
— Во-первых, не буду говорить «гоп», пока… Во-вторых, жить все-таки интересно.
— Кроме упомянутого прыжка, что-то еще тебя заставило переосмыслить собственные поступки?
— К счастью, ничего особенно страшного со мной не случалось. У меня существуют естественные родительские страхи, как у отца двоих детей. Сильная любовь к ним порой рождает параноидальные настроения. Но я понимаю, что зацикливаться на этом не надо.
— Твои родители в свое время нормально восприняли артистическую карьеру сына?
— Маме — она умерла два года назад — нравилось немало песен из моего репертуара. Она гордилась, что я сделал то, что ей казалось абсолютно невозможным.
— Если взять какую-нибудь из твоих брутальных вещей, скажем, «Отвези меня в аэропорт», не всякий поверит, что ее автор окончил школу с золотой медалью. Видимо, ты развеял цоевское сомнение: «тот, кто в 15 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе».
— Золотая медаль не значит, что я исключительно дома сидел, был «ботаником» и не соприкасался с миром улиц. Я его тоже познавал. В старших классах школы вошел в хип-хоповую альтернативную тусовку, где нравы были достаточно вольные и приключений всяких хватало. А мое утверждение как исполнителя произошло посредством участия во всевозможных баттлах (рэп-состязаниях. — «Неделя»), фристайлах, выступлениях на Арбате. Там речь шла уже не только о рэп-аудитории, но вообще о том, как разные люди тебя воспринимают.
— Зачем ты в нулевых выходил на Арбат? Там же матрешками торгуют. Неформальная аура этого места развеялась в конце 1980-х.
— На Арбате играть «в законе». Если не совсем легально, то полулегально там возможны уличные выступления. С ВВЦ, например, прогоняли сразу.
— Помнишь, свой максимальный уличный заработок?
— Около $200.
— Люди шли мимо и тебе в шапку бросали деньги или стояли, слушали?
— Слушали. Образовывался огромный зрительский полукруг. В качестве «гвоздя шоу» неизменно появлялся какой-нибудь танцующий бомж. Но бомжи, как правило, исчезали раньше, чем происходил «раздел имущества», и ни на что не претендовали.
— Из двух разных вариантов осмысления российской действительности — Сергея Шнурова и Юрия Шевчука — тебе какой ближе? Ты ведь пересекался с обоими.
— Шнур и Шевчук — две разновидности творческой и личностной свободы. Они на разных полюсах, но у них есть общее: они не врут самим себе. «Ленинград» я слушаю чаще, чем «ДДТ». При этом не со всеми «телегами» Шнура согласен.
— Твои песни иногда звучат из колонок перед началом протестных акций в Москве. Но самого тебя уже давно на митингах и шествиях не видно.
— В прошлом году я выступал с речью на митинге на Болотной. А перед Новым годом в Казани исполнил импровизированный номер «Сам г..дон». В майском «Марше миллионов» не участвовал, только что вернулся из продолжительного сибирского тура и хотел побыть с семьей. Но все этим протестным акциям сочувствую.
— Русский рэп — это все-таки естественное явление или стилизованное, как, скажем, российские кантри-музыканты и даже блюзмены?
— Рэп давно уже не является в России просто подражательством американским аналогам. Появилась школа русского рэпа, и многие люди именно такую музыку считают наиболее адекватной.
— Но русский рэп еще не родил своих корифеев, легенд, культа. Условно говоря, тут нет своего Тупака Шакура и клановых конфронтаций, как в Америке.
— Это все могло бы произойти у нас в 1990-е. Но и в мировом хип-хопе настоящие гангстеры, толкающие кокаин оптовыми партиями между записями альбомов, составляют сейчас незначительную часть популярных хип-хоп исполнителей.
— Возрастной порог у этого жанра существует? Рэп от 40-летнего исполнителя не выглядит слегка пародийно?
— Нет. Сейчас многим нашим рэперам хорошо за 30. А если брать зарубежных корифеев жанра, то, например, скончавшемуся в мае Адаму Яуку из Beasty Boys было 47. Есть в этой сфере и люди постарше. Вообще, не вижу поводов считать рэп исключительно музыкой для подростков. В 1950–1960-е годы взрослое население США воспринимало рок-н-ролл временным молодежным пшиком. Чем он на самом деле стал, мы в курсе. Думаю, с рэпом будет такая же история.
«Новый альбом», Stadium Live, 18 мая
Источник
— Вы чувствуете, как меняется музыкальный мир вокруг вас?
— Он стал чрезвычайно разнообразен. Раньше существовали привычные источники информации, сейчас на тебя вываливается столько всего, что ты беспомощно барахтаешься. Люди больше не готовы слушать одну и ту же группу по 10 лет, им постоянно нужно что-то новое. Но тех, кто давно стал популярными, это уже не касается — Radiohead и Metallica никуда не денутся, они на другом поезде едут.
— У вас в связи с этим поменялись какие-нибудь ориентиры? Условно говоря, шесть лет назад нужно было писать трехминутную песню с припевом для радио, а сейчас не нужно, потому что вместо радио у всех интернет.
— Ориентиры все те же — насколько это резонирует с моим небольшим кругом. Это живые люди, которым я играю песню на кухне или ставлю в маленькой колонке в аэропорту, пока мы ждем рейс: «Смотрите, чуваки, что я сделал».
— Какие ожидания связаны с новым альбомом «Царь горы»?
— Мне кажется, это очень хитовая пластинка. Она лаконичная, на ней нет ни одной песни, в которой я сомневаюсь, она сделана в сжатые сроки, в дороге — оказывается, миди-клавиатуру можно ставить на столик в самолете и что-то сочинять. Примерно половина альбома уже исполняется на концертах. Это хороший тест-драйв для материала, чтобы понять, как его довести до ума и впоследствии зафиксировать в записи. Вообще, мне кажется, что это очень хороший и цельный альбом.
— А на какой из ваших альбомов он похож?
— На первые две пластинки, только доведенные до более компактного состояния. Здесь у нас в меньшей степени калейдоскоп и винегрет. Хотя здесь тоже широкая жанровая палитра, а акустическая баллада может соседствовать с драм-н-бейс-боевиком.
— Когда вы начинали, слушатели рэпа восторгались тем, что в жанре возник артист, который рушит штампы и сочетает все — от гранжа до электроники. А спустя годы это сочетание само превратилось в штамп.
— Хотя я по-прежнему пробую новые краски, есть набор выразительных средств, которые уже стали моим собственным стилем. Многие артисты всю жизнь исполняют одну песню в разных вариациях. У меня она не одна, у меня их семь. Что само по себе уже неплохо. Но я все время пробую сыграть восьмую.
Трек «Питерские крыши» входит в треклист «Царя горы»
— Как вы с Монеточкой записались?
— Связались через «ВКонтакте». Я послушал ее альбом, мне понравилось, мы стали общаться. Выяснилось, что это актуальный, современный, живой человек, у которого нет границы между ним самим и его сценическим образом.
— Удивительно, что к ней до сих пор не обращались другие известные артисты.
— А они обращались, просто мне повезло больше других.
Подробности по теме
Лиза Монеточка «Это так приятно и мило»: познакомьтесь с новой звездой русского интернета
— Есть у альбома ключевая тема?
— Этот альбом о том, что, играя в чужую игру по правилам, которые придумал кто-то другой, ты участвуешь не в том соревновании. О том, что ценностью является создание своего собственного мира. И что, скажем так, все стороннее и наносное очень скоротечно, поэтому нужно меньше вертеть головой по сторонам и сосредотачиваться на своем и настоящем.
— Подавляющее большинство твоих слушателей вряд ли ходят на сверхтворческую созидательную работу. Их заденет такой посыл?
— Это не единственный посыл пластинки. Но если говорить об этой линии, о том, что оценочные суждения со стороны все-таки стоит фильтровать, то это посыл, который в мире социальных сетей касается каждого.
— Существует ли какая-то история о том, как вы к этому пришли?
— Моя карьера — эта история. Про меня много лет кто-то что-то думает и говорит. И если все это через себя пропускать, то можно с ума сойти. Я этого не делаю больше. Я вспоминаю пресловутый 2010 год, когда у всех было мнение по поводу того, кто я такой, что я делаю и насколько это хорошо или плохо. Это было тяжелое время, я придавал этому слишком много значения. Вся эта шумиха безумная в итоге улеглась, а альбом 2010 года остался — и, похоже, остался надолго.
— Наверное, приятно быть в центре внимания. И от этого наверняка какое-то суперострое ощущение возникает. Несмотря на весь негатив.
— Это ощущение существует и в чистом виде, без примесей. В «Стадиуме» я выхожу на сцену, перед которой собрались 5 тысяч человек. И я понимаю, что я здесь не просто так и сейчас здесь произойдет что-то очень крутое. А когда к тебе приходит 115-й по счету журналист из «Волгоградской правды» и спрашивает, почему вы написали песню «Мерседес S666», заранее зная ответы на все свои вопросы, — такое внимание не помогает чувствовать себя лучше.
«Make Some Noize» — первый сингл с «Царя горы»
— Понимаю, но трудно поверить, что совсем уж ничего приятного в этом внимании не было. Особенно когда приходил не 115-й журналист из «Волгоградской правды», а интеллигентный Андрей Лошак.
— Было другое ощущение. Если говорить конкретно о случае с «Мерседесом S666», было ощущение, что такими действиями можно переломить ход этой печальной истории. Думалось об этом. Было ли в этом приятное? Приятно было осознавать, что сила, которой я обладаю, способна помочь людям. А эндорфин от того, что, как круто, у меня берут интервью — большинство этих интервью представляли собой попытки вывести меня на чистую воду. Может быть, помните, как к Олегу Кашину я ходил на интервью?
— Я, видимо, уже об этом забыл.
— Я тоже нечасто об этом вспоминаю. Просто раз уж мы всех этих событий коснулись.
— Он старался прессовать вас?
— Ну да, а через несколько месяцев еще одно интервью сделал, такое же неприятное. Без этого всего намного легче. Состояние безудержного хайпа, когда все вокруг склоняют твое имя, может быть, кому-то и приносит удовольствие, может, кто-то сознательно к этому идет. Мне всегда было интересно писать песни, создавать миры какие-то. Смотрите, появилась группа Die Antwoord, я их увидел — и у меня сразу ощущение созданного ими мира. Они уникальны, они круты, притом что вообще-то я такое музло не слушаю. Но меня это по-настоящему трогает. Мне совершенно неинтересно при этом ковыряться в каких-то подробностях, где, что и кому они сказали.
Или кумир моей юности, Курт Кобейн. Понятно, что там были наркотики. И все-таки мозги себе он вышиб, по моему глубокому убеждению, потому что слишком всерьез воспринимал то, что о нем говорят. Я прочитал множество биографий и вообще литературы, связанной с Nirvana. Был случай, когда он бегал по особняку от Кортни с подборкой журналов, где были уничижительные статьи о нем. Она пыталась их выбросить, потому что он постоянно их перечитывал и испытывал какой-то мазохистский кайф. Хотя можно ли это кайфом назвать?
— В 2010 году как раз у многих было ощущение, что слова могут на что-то влиять, что песня может что-то изменить. А в 2011 году после Болотной настроения в обществе сменились. В этом смысле показательна история с вашими достаточно невинными фразами об Украине — «Был там, бандеровцев не видел», — которые не вызвали здесь ничего, кроме ненависти.
— Это было очень сильное переживание и разочарование. Я чувствовал себя абсолютно беспомощно, пытаясь достучаться до людей, но принципиальная возможность диалога полностью отсутствовала. Что бы ты ни сказал, тебя не слышат, про тебя заранее все понятно. Поэтому я психанул на «Кубане»: идите вы… все равно слушать ничего не хотите (на фестивале «Кубана» Noize MC отключили микрофон, когда он начал говорить об Украине, в знак протеста он ушел со сцены и вернулся на нее голый; впоследствии несколько десятков российских концертов были отменены под разными предлогами. — Прим. ред.).
— А у вас были мысли уехать из страны?
— Я воспринимаю эмиграцию только как последний способ избежать тюрьмы или физической расправы. А так уезжать не хочу.
В этом году Noize MC выпустил такой вот клип на песню о восставшем Ленине «Lenin Has Risen» — это часть англоязычного альбома, который вообще-то планировался на конец 2016-го, но оказался сдвинут на «после «Царя горы»
— Надо на какую-то более жизнеутверждающую тему выйти. Давайте вспомним еще одну историю из 2010 года, как вы поссорились и помирились с Сергеем Шнуровым.
— Мы очень круто помирились, да. Если бы мы не поссорились, мы бы не подружились.
— И вы продолжаете поддерживать контакты?
— Мы общаемся, да. Периодически встречаемся, когда я бываю в Питере, но у Сергея такой график, что это происходит нечасто.
— Можно вспомнить обстоятельства?
— Вышла песня «Химкинский лес» о том, что все эти песни на общественно-политические темы — дело неискреннее. Отдельная строчка про дьявольский «мерс» отсылала к «Мерседес S666». Я к «Ленинграду» всегда хорошо относился, поэтому меня это так остро задело. Ну и я сочинил тоже такую песню-пародию, взяв за основу не самый известный хит «Ленинграда». И если не знать оригинал, то такой ответ мог показаться очень грязным.
Многие и не восприняли это как пародию. Тем не менее это был мой ответ для самого Сергея, а не для орущих людей вокруг. Ну и никакого продолжения это не получило, он просто молчал, а потом в свой день рождения в 2011 году, уже через полгода после этого клипа, вдруг позвонил мне и начал выяснять отношения. Мы достаточно неоднозначно пообщались, и хотя какие-то точки взаимопонимания нашли, но разговор наш, помню, закончился на «Ну че, я не слышу извинений» — «Ты че, какие … извинения». После этого мы с ним увиделись еще через несколько месяцев на премии «Степной волк», где нас познакомил Вася Обломов. Сергей Владимирович был подшофе, так что общение началось с какой-то бычки, а закончилось тем, что в 6 утра мы пьянствовали на Фонтанке, около его дома. Посиделка была колоритная — постоянно подходили какие-то люди, Шнуров брал в магазине вискарь со словами «Запишите на мой счет».
Клипом «Побрей звезду», снятым в 2010 году на концерте, Noize MC довольно дерзко вступил в конфронтацию с Сергеем Шнуровым, отвечая на его песню «Химкинский лес»
— На Пикнике «Афиши»-2015 вы познакомились с Земфирой и попробовали посотрудничать. Я так понимаю, ничего не получилось?
— Не то чтобы совсем ничего. Мы в соавторстве написали несколько песен. В том виде, в котором мы их написали, услышать их нельзя. Она отвечала за музыкальную часть, а я за тексты. Тексты никуда не делись, просто я написал для них другую музыку, и они вошли в альбом.
— Почему так?
— Ну, мы что-то делали, но все время недоделывали. А в какой-то момент перестали общаться. По определенным обстоятельствам. Но это в любом случае интересный опыт. Я с уважением отношусь к Земфире, она сочинила очень много крутых песен, она интересный мелодист, классный композитор, прямой и резкий человек. И помимо прочего, еще и крутой битмейкер. Земфира делает крутые биты.
— Вы говорите «интересный опыт». Чему, например, такой опыт может научить?
— Я был очень вдохновлен этим знакомством, сочинил несколько песен, которые мне очень нравятся. Не будь этого самого знакомства, этих текстов бы не было.
— Вас сегодня в какой-то степени интересует мир русского рэпа?
— Русский рэп — это ок, я помню, что раньше это был жанр, в котором очень сложно было найти что-то по-настоящему цепляющее и не вызывающее никаких вопросов. Сейчас с этим попроще.
— Часто ли эта музыка дарит вам ощущение «я слишком стар для этого дерьма»?
— Нет, не слишком. Я неоднократно говорил, мне нравится альбом Оксимирона — я ожидал, что это будет баттл-рэп и унижение воображаемого соперника, но то, что услышал, меня приятно удивило. Альбом Скриптонита очень самобытен, и, хотя его система ценностей мне не близка, я признаю, что это знаковая запись для русского рэпа. ATL молодец, мне нравится, как у него электроника работает, и все очень хвалят его лайвы.
Некоторые вещи, как тот же клауд-рэп, меня интересуют не как музыка, а как социальное явление, как что-то новое, что мы можем узнать о мире. Наш басист говорит об этом, что новое поколение поняло, что в списке sex, drugs & rock-n-roll рок-н-ролл — вещь абсолютная лишняя. И перешло, так сказать, сразу к сути. Они скорее транслируют некий лайфстайл, где сексуальная объективация максимальна, где женщина равно шлюха, причем уже надоевшая и не очень интересная. Ни любви, ни тоски, ни жалости.
— Что все-таки с вами случилось на баттле «Версус»? Вы выглядели так, словно с вами…
— Словно со мной что-то случилось. Моя жизнь разваливалась на куски. Я не буду об этом говорить. Просто поверьте, что это был …. А сам этот баттл … — это была вишенка на таком торте! Что в сравнении ее размеры просто смехотворны. Я никогда его не пересматривал. Помню только, что я там фристайлил и это было даже излишне откровенно.
С треском проигранный баттл Versus состоялся в конце 2013-го — баттл-движение в России в тот момент еще не набрало ход; Noize MC был чуть ли не единственным артистом, собиравшим клубы-пятитысячники и рискнувшим выйти на Versus
— Когда были моложе, вы могли повзолить себе смешные и дерзкие нападки на Николая Фандеева или Андрея Малахова. А теперь на вас наскакивают.
— Какие-то вещи заставляют задуматься о карме. Я не такой агрессивный, как раньше. Даже если брать какой-то совсем ранний период, лет до 20 включительно, я, как правило, все-таки концентрировался на неприятном мне творчестве, а не на личности. Что касается упомянутых примеров… Мои тогдашние действия были ответом на чье-то хамство и так далее. То есть, получая какой-то тычок извне, я бросался сразу отвечать, вот такой мотив у меня был, сейчас его нету. Просто неинтересно. Делать же надо то, на что ты вдохновлен. Если ты не вдохновлен, не надо делать.
— Вы в последние несколько лет сами себе менеджер, верно?
— У меня есть менеджер, административными делами я никогда не хотел заниматься, да и это просто невозможно при таком объеме.
— Да, но теперь это ваш сотрудник, а раньше вашим менеджментом занимался ваш продюсер. Могли бы вы поразмышлять, нужны ли артисту продюсеры в будущем, где все мы вдруг оказались?
— По большому счету артисту нужна команда. Хороший СММ-менеджер, хороший дизайнер, хороший букер, который рулит концертной деятельностью. Еще лучше, если есть менеджер, способный вести переговоры более серьезного уровня. Впрочем, есть артисты, которые сами ведут все дела, и им так удобнее. А для меня это некомфортно.
— Я люблю приводить примеры тех же Шнурова или Оксимирона, превративших свои соцсети в популярные медиа, которые обеспечивают контакт с аудиторией без посредников. А вы почему игнорируете соцсети?
— Я понимаю, насколько мощным инструментом они могут быть. Но для этого ими нужно заниматься в должной мере. Если у меня появляется толковая мысль о том, как устроен мир, я скорее попробую превратить ее в песню. Если честно, в нынешнем состоянии мне гораздо более комфортно, чем лет 5 назад. Потому что я наконец-то гораздо больше времени занимаюсь музыкой, не отвлекаясь на прочую шелуху. И это великолепно. И гораздо меньше лишних людей вокруг, которые гораздо более поверхностно воспринимают эту музыку. Когда на твоем концерте половина публики просто пришла посетить выставку ослов — «Ой, это сейчас круто» — я это проходил. Безусловно, это льстит самолюбию. Но гораздо круче, когда люди, которые на тебя пришли, знают, куда они пришли.
— Я вас недавно видел выходящим из метро «Сокол» по дороге на концерт Twenty One Pilots — и испугался количеству людей, которые буквально набрасывались, чтобы сфотографироваться. Вы вообще на концерт попали тогда?
— Да, все нормально. По дороге выяснил, что не зря мне Twenty One Pilots нравятся — аудитории сильно пересекаются.
Заказать альбом «Царь горы»
iTunes
Источник