Сестринский уход за пациентами с хронический панкреатит

Любое заболевание становится серьёзным испытанием для больного и близких людей. Часто болезнь надолго «выбивает» человека из привычного ритма жизни либо меняет его. Отдельным пациентам приходится долгие месяцы посвятить процессу восстановления здоровья и проходить лечение в условиях стационара. В это время клиника становится вторым домом, а медработники, помогающие в борьбе с болезнью – второй семьёй.

В медучреждениях работа построена по определённой схеме и правилам. Для ухода за больными привлекается медицинский персонал различного уровня и квалификации. Главными и незаменимыми ассистентами врача являются медсёстры (медбратья).

Что представляет собой сестринский процесс

Совокупность методов организации работы медицинской сестры (или медбрата) в леченом учреждении представляют сестринский процесс, целью которого становится создание условий для эффективного лечения и скорейшего выздоровления пациента.

При лечении больному необходима поддержка и внимание, контроль со стороны медработника за соблюдением пациентом режима дня, диеты, приёма лекарственных препаратов в положенный срок, прохождения терапевтических процедур и мероприятий. Взаимодействие медицинского персонала с родными больного – неотъемлемый элемент лечения и восстановления здоровья.

Сестринский процесс состоит из ряда этапов.

Сестринское обследование

Цель – выявление нарушений в функционировании организма и определение потребностей пациента.

Обследование начинается с опроса, на основании которого фиксируются паспортные данные, собираются сведения о социальном положении, профессии и образе жизни пациента. Обращается пристальное внимание на жалобы и ощущения относительно симптомов заболевания. Фиксируется информация о хронических заболеваниях, аллергических реакциях на медпрепараты.

  • Проводится внешний осмотр тела и кожных покровов.
  • Замеряется пульс, артериальное давление, температура тела.
  • Уделяется внимание состоянию сознания, органов чувств и памяти.
  • Проводятся лабораторные и инструментальные исследования.

На основании данных сестринского обследования делаются выводы о том:

  • какую помощь требуется оказать пациенту для облегчения состояния;
  • что предпринять для удовлетворения потребностей;
  • какие затруднения вероятны в процессе лечения и ухода за больным.

Данные заносятся в карту сестринского обследования (сестринскую историю болезни). В отличие от врачебного обследования, сестринское проводится для обеспечения больному положенного ухода и лечения, а не установления диагноза.

Сестринская диагностика

Сестринский диагноз основан на жалобах, ощущениях пациента и становится основой для определения способов ухода за больным. В зависимости от признаков, беспокоящих больного, находятся пути облегчения состояния, исключаются риски, связанные с болезнью, определяются первоочередные мероприятия по обеспечению комфорта и безопасности.

Сестринский диагноз включает заключение о способности пациента самостоятельно себя обслуживать, эмоционально-психологическое состояние, степень болевых ощущений и прочие ощущения больного.

Составление плана ухода за пациентом

На основании полученных данных составляется план действий, координирующий работу отделения – связь со специальными службами, сменность медперсонала, создание условий для предотвращения возникновения критических ситуаций.

Описание каждой цели включает формулировку, дату и время осуществления, способ достижения (как и с помощью чего). Поставленные цели должны выглядеть реальными и достижимыми, находиться в рамках компетенции медсестры, согласовываться с пациентом.

Реализация плана ухода – действия медицинской сестры по осуществлению помощи больному и проведению лечения. Действия медсестры, как правило, заключаются в следующем:

  • Оказание неотложных мер по спасению жизни пациента.
  • Выполнение манипуляций – уколы, капельницы, выдача медицинских препаратов по схеме.
  • Обучение пациента и близких, консультации относительно питания и гигиены.
  • Оказание психологической поддержки.
  • Профилактика осложнений и предотвращения критических ситуаций.
  • Создание комфортных условий для сна и отдыха.
  • Организация досуга.

Оценка качества и эффективности ухода

На указанном этапе состояние пациента говорит о действенности и уровне ухода и медицинской помощи. Если цели на этапе не достигнуты, план пересматривается, производится корректировка.

Сестринский процесс при панкреатите

Пациенты, поступающие в клинику с симптомами панкреатита, часто находятся в тяжёлом состоянии. Нарушения в работе поджелудочной железы сопровождаются мучительными болями и прочими неприятными симптомами. Панкреатит развивается иногда как следствие пристрастия к алкоголю, сестринский процесс при панкреатите отличается особенностями.

Основные этапы и особенности ухода за больным панкреатитом

Сестринский процесс при остром панкреатите обнаруживает особенности из-за возникновения неотложных состояний пациента (обморок, коллапс), и в отдельных случаях приходится прибегать к помощи родных пострадавшего.

Первый этап – сестринское обследование при панкреатите проводится в соответствии с методикой и включает:

  • Осмотр пациента и беседу с ним и родственниками.
  • Измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса.
  • Забор крови и сбор мочи для дальнейшего лабораторного исследования.
  • Занесение необходимых данных в сестринскую историю болезни.

Второй этап медсестринского процесса – сестринская диагностика выявляет симптомы больного:

  • Сильные боли в животе.
  • Лихорадка, озноб.
  • Тошнота и приступы рвоты.
  • Интоксикация организма и диспепсический синдром.
  • Вздутие живота, отрыжка, диарея.
  • Нарушение сна, возбудимость.
  • Слабость.
  • Растерянность и страх.

Третий этап. На основании проведенной диагностики и полученных показателей составляется план сестринского ухода за пациентом. При разработке и реализации плана медсестра (медбрат) использует в виде схемы специальную медицинскую литературу и пособия:

  • Стандарты лечения острого панкреатита.
  • Стандарты лечения хронического панкреатита.
  • Стандарты манипуляций и процедур.
  • Стандарты ухода за пациентами.
  • Протокол лечения хронического панкреатита.
  • Протокол ведения больных с острым панкреатитом. Практические рекомендации.

Перечень документов основан на многолетних исследованиях и опыте по лечению болезни, описанные схемы проверены и эффективны в использовании. Эта литература содержит подробнейшие инструкции, описания и рекомендации, что удобно для врачей и для среднего персонала клиник.

Сестринская помощь при остром и при хроническом панкреатите

Конкретные действия медсестры по уходу за пациентом в первые дни после поступления в клинику направлены на облегчение состояния, обеспечение покоя поджелудочной железе, снятие болевого синдрома.

Сестринское вмешательство при остром панкреатите

Лечение острого панкреатита начинается с неотложных мероприятий по спасению жизни человека. Больной в срочном порядке доставляется в клинику, где ему назначается постельный режим, обеспечивается полный покой.

План действий медсестры в ходе лечения острого панкреатита:

  • Наложение холода на эпигастральную область.
  • Укутывание больного при ознобе.
  • Введение обезболивающих препаратов.
  • Контроль питьевого режима и соблюдения полного голода в первые 2-3 дня после приступа.
  • Проведение беседы с больным и родственниками о необходимости соблюдения диеты в дальнейшем и отказе от вредных привычек.

Сестринское вмешательство при хроническом панкреатите

Сестринский процесс при хроническом панкреатите включает аналогичные этапы, как при остром панкреатите. Хронический тип заболевания развивается пролонгированно, с частыми рецидивами, опасен возникновением тяжёлых осложнений, схема ухода за пациентом с хроническим панкреатитом получает отличия от аналогичной схемы при остром течении.

При хроническом панкреатите разрушениям подвергается поджелудочная железа, страдают и остальные органы пищеварения, поэтому терапия, сестринский уход при хроническом панкреатите будут проходить длительное время, включая широкий перечень необходимых мероприятий.

Главными задачами лечения и ухода становятся восстановление функций поджелудочной железы, устранение причин протекания воспалительных процессов. Диета и лечение сопутствующих заболеваний – важная часть пути пациента к здоровью.

Кроме мероприятий по обезболиванию, сестринский уход включает:

  • Контроль за соблюдением диеты, питьевого режима.
  • Контроль физиологических отправлений.
  • Создание условий для восьмичасового сна и полноценного отдыха.
  • Ежедневную выдачу лекарств и ферментов.
  • Оказание помощи при перемещении.
  • Обеспечение средства экстренной связи с персоналом на случай ухудшения состояния.
  • Контроль температуры тела, пульса и артериального давления.
  • Контроль веса.
  • Обеспечение водой, салфетками и ёмкостью на случай рвоты, противорвотными препаратами.
Читайте также:  Парацетамол при обострении панкреатита

После стабилизации состояния:

  • Проинформировать больного и родственников о заболевании и ходе лечения.
  • Строго предупредить о запрете никотина и алкоголя.

Сестринский уход – важная часть лечения и создания пациенту комфорта, психологической поддержки и безопасности. Средний медицинский персонал – надёжный помощник лечащего врача в процессе восстановления здоровья, а иногда и спасения жизни человека.

Источник

Сестринский процесс — подход среднего медицинского персонала к уходу за пациентом, обоснованный с точки зрения науки и многолетнего опыта. Сестринский процесс при панкреатите имеет отличительные особенности, обусловленные характером болезни. Обострение панкреатита сопровождается сильными болями, из-за чего пациенты попадают в больницу. Квалифицированный подход со стороны медбратьев и медсестер призван обеспечить грамотный уход за больным, восполнение его насущных нужд и оптимистичную атмосферу, необходимую для скорого восстановления.

Обязанности медицинской сестры

Воспаленная поджелудочная — серьезная болезнь, которая может привести даже к летальному исходу. После поступления в больницу тяжело больной требует внимательного, заботливого отношения со стороны медперсонала. Сестринский уход при панкреатите — неотъемлемая составная успешного лечения пациента. После установления диагноза, назначения лекарственных препаратов со стороны врача нужна сестринская помощь для контроля за состоянием пациента и выполнением врачебных предписаний.

Прежде всего, медсестра оказывает помощь, направленную на снятие острых болей, обеспечение покоя пациенту. Дальше заводится и постепенно заполняется карта сестринского процесса. Для этого медсестра задает вопросы больному или его родственникам о возможной причине болезни, образе жизни, привычках заболевшего человека. Сестринская диагностика заболевания заключается в измерении физических показателей состояния пациента — температуры, давления, анализов.

Когда собрана необходимая информация, определены основные и потенциальные проблемы, на основании медицинской литературы разрабатывается схема лечебных действий для обеспечения нужд и восстановления человека.

Средний медицинский персонал отвечает за своевременное проведение необходимых лечебных мероприятий — ставит капельницы, делает уколы, следит за соблюдением режима питания, отдыха, помогает ослабленным болезнью проходить обследования, процедуры.

Особенности заболевания в острой и хронической формах

Кроме других возможных причин острого панкреатита 70% приходится на злоупотребление спиртными напитками. Воспаление поджелудочной железы приводит к спазму протоков, из-за чего вырабатываемые ферменты не выходят в кишечник, а начинают переваривать саму поджелудочную, разрушая ее. Это приводит к сильным болям и госпитализации. Наибольшее облегчение приносит наложение льда на область поджелудочной, которое замедляет быстрое развитие процесса.

Важную роль играет добросердечное отношение медсестры к пациенту и членам его семьи, благодаря чему она может пояснить нужду в придерживании принципов и режима питания при панкреатите, вред употребления алкоголя, как наиболее частой причины болезни.

Больному понадобится постельный режим, полный отказ от пищи на 2-3 дня. Разрешено только пить теплую кипяченую или минеральную воду, но без газа, или отвар шиповника.

После облегчения состояния пациенту рекомендуют диету №5 с меньшим количеством белков, жиров и углеводов. Пища обязательно должна быть теплая, а не горячая или холодная, варенная, например, на пару, перетертая.

После выздоровления пациент должен выяснить у врача разрешенный ему объем физических нагрузок.

При неблагоприятных факторах возникают обострения и приступы болезни. Часто повторяясь, они переходят в хроническую форму панкреатита с теми же симптомами заболевания. Основное отличие хронической формы — сильные разрушительные последствия на окружающие органы. С этим связан более широкий спектр лечебных процедур и длительное лечение.

Помощь сестры при остром и при хроническом панкреатите

Острый панкреатит — тяжелое физическое состояние, при котором возможен коллапс — падение артериального давления, ухудшение кровообращения, в результате чего охлаждаются конечности, появляется резкая слабость, обморочное состояние. Задача медперсонала устранить кризис, сильную боль, обеспечить покой больному органу.

Медсестра дает обезболивающие уколы, ставит холодную грелку или лед в область поджелудочной железы. Благодаря этому физиологические процессы органа приостанавливаются, снимается воспаление, уменьшается боль. Если больного знобит, это не повод отменить холод. Его укутывают дополнительным одеялом и ставят теплую грелку в ноги.

Пациенту обеспечивается постельный режим и полный покой. Для восстановления ему понадобится восемь-девять часов ночного отдыха ежедневно. Медсестры следят, чтобы ему ничего не мешало, при необходимости дают снотворное.

В задачу медицинской сестры входит:

  • следить за режимом питья, питания и отдыха,
  • контролировать прием назначенных препаратов,
  • делать уколы, капельницы,
  • ежедневно измерять температуру, пульс, давление,
  • следить за общим состоянием здоровья, своевременной дефекацией,
  • при необходимости помогать в передвижении,
  • пояснять пациенту важность следования предписаниям,
  • предоставить родственникам сведения о необходимости диеты во время обострения болезни и внимательного отношения к питанию в будущем.

Острый панкреатит часто сопровождается рвотой, поэтому медсестра обеспечивает пациента емкостью для рвотных масс, водой, салфетками, средствами связи с медперсоналом на экстренный случай.

Если состояние человека не улучшается или, наоборот, ухудшается, может потребоваться хирургическое вмешательство.

Сестринский процесс при хроническом панкреатите похож на схему ухода при остром заболевании. Отличается тем, что хроническая форма характеризуется частыми рецидивами, также болезнь негативно влияет на окружающие органы, из-за чего они разрушаются. Цель лечения при хроническом заболевании — возобновление работы поджелудочной, предотвращение действий, провоцирующих обострение. Такой подход потребует значительно больше времени и лечебных процедур.

Из-за неосведомленности о протекании болезни пациент или его родственники могут испытывать страх перед будущим или недовольство применяемыми лечебными методами. В таком случае медсестра должна дружелюбно и тактично постараться объяснить затронутые вопросы, предложить для ознакомления соответствующую медицинскую литературу.

Этапы наблюдения за пациентом при патологии

Сестринский процесс при остром панкреатите содержит несколько этапов наблюдения и квалифицированной заботы о больном:

  • обследование,
  • диагностика,
  • планирование вмешательства,
  • вмешательство,
  • оценка.

Что выполняется на первом этапе

Первый этап называют сестринским обследованием. Он содержит в себе сбор информации о заболевшем, его жизни, работе, привычках, наследственности для установления причины болезни. Если больной не в состоянии предоставить нужную информацию, медсестра общается с родственниками. После этого она фиксирует показатели артериального давления, сердечного ритма, определяет наличие жара у больного, берет анализы крови и мочи. Вся информация записывается в сестринскую историю болезни.

Медсестра контролирует прием пациентом выписанных врачом препаратов, налаживает средства экстренной связи, если вдруг больной будет хуже себя чувствовать.

Особенности второго этапа

Второй этап — сестринская диагностика — направлен на обнаружение нужд и проблем пациента, потенциальной опасности для жизни человека.

  • Наличие боли, тошноты или других признаков отравления ферментами поджелудочной,
  • упадок сил,
  • изжога, метеоризм,
  • нарушения сна, психического состояния.

В это же время медсестра следит за регулярным приемом назначенных препаратов, соблюдением условий диеты, обеспечивает связь с медперсоналом на случай рвоты или ухудшения самочувствия.

Основные задачи третьего этапа

На третьем этапе определяются цели и задачи сестринской помощи. Планирование действий медсестры проводится на основе методической литературы, описывающей схемы лечения панкреатита в острой и хронической форме, а также лечебные действия, ориентированные на улучшение здоровья пациента.

Читайте также:  Панкреатит острый прогноз жизни

После того, как предприняты намеченные лечебные вмешательства, медсестра оценивает их эффективность и, при необходимости, вносит дополнения и изменения.

Среди прочих мероприятий по профилактике обострения панкреатита ведущую роль занимает контроль за едой.

Работа медсестры не заменяет деятельности врача, но без нее лечение больных не представляется возможным. Медсестра создает своеобразную атмосферу заботы в медицинском учреждении, помогая пациентам не терять надежды, и обучая принципам здорового образа жизни.

Источник

Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà ÷åëîâåêà êàê îðãàí ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû, êðóïíàÿ æåëåçà, îáëàäàþùàÿ âíåøíåñåêðåòîðíîé è âíóòðåííåñåêðåòîðíîé ôóíêöèÿìè. Îñîáåííîñòè ïîäãîòîâêè áîëüíîãî õðîíè÷åñêèì ïàíêðåàòèòîì ê ëàáîðàòîðíûì è èíñòðóìåíòàëüíûì èññëåäîâàíèÿì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

1.Èñòîðèÿîïèñàíèÿïîäæåëóäî÷íîéæåëåçû

Îïèñàíèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû âñòðå÷àþòñÿ â òðóäàõ äðåâíèõ àíàòîìîâ. Îäíî èç ïåðâûõ îïèñàíèé ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû âñòðå÷àåòñÿ â Òàëìóäå, ãäå îíà íàçâàíà «ïàëüöåì áîãà». À. Âåçàëèé (1543 ã.) ñëåäóþùèì îáðàçîì îïèñûâàåò ïîäæåëóäî÷íóþ æåëåçó è å¸ íàçíà÷åíèå: «â öåíòðå áðûæåéêè, ãäå ïðîèñõîäèò ïåðâîå ðàñïðåäåëåíèå ñîñóäîâ, ðàñïîëîæåíî áîëüøîå æåëåçèñòîå òåëî, âåñüìà íàäåæíî ïîääåðæèâàþùåå ñàìûå ïåðâûå è çíà÷èòåëüíûå ðàçâåòâëåíèÿ ñîñóäîâ.». Ïðè îïèñàíèè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, Âåçàëèé òàêæå óïîìèíàåò æåëåçèñòîå òåëî, êîòîðîå, ïî ìíåíèþ àâòîðà, ïîääåðæèâàåò ïðèíàäëåæàùèå ýòîé êèøêå ñîñóäû è îðîøàåò åå ïîëîñòü êëåéêîé âëàãîé. Ñïóñòÿ âåê áûë îïèñàí ãëàâíûé ïðîòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû Âèðñóíãîì (1642 ã.).

Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçàì ÷åëîâåêà (ëàò. páncreas) — îðãàí ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû; êðóïíàÿ æåëåçà, îáëàäàþùàÿ âíåøíåñåêðåòîðíîé è âíóòðåííåñåêðåòîðíîé ôóíêöèÿìè. Âíåøíåñåêðåòîðíàÿ ôóíêöèÿ îðãàíà ðåàëèçóåòñÿ âûäåëåíèåì ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà, ñîäåðæàùåãî ïèùåâàðèòåëüíûå ôåðìåíòû. Ïðîèçâîäÿ ãîðìîíû, ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà ïðèíèìàåò âàæíîå ó÷àñòèå â ðåãóëÿöèè óãëåâîäíîãî, æèðîâîãî è áåëêîâîãî îáìåíà.

1.1 Ôóíêöèè

Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì èñòî÷íèêîì ôåðìåíòîâ äëÿ ïåðåâàðèâàíèÿ æèðîâ, áåëêîâ è óãëåâîäîâ — ãëàâíûì îáðàçîì, òðèïñèíà è õèìîòðèïñèíà, ïàíêðåàòè÷åñêîé ëèïàçû è àìèëàçû. Îñíîâíîé ïàíêðåàòè÷åñêèé ñåêðåò ïðîòîêîâûõ êëåòîê ñîäåðæèò è èîíû áèêàðáîíàòà, ó÷àñòâóþùèå â íåéòðàëèçàöèè êèñëîãî æåëóäî÷íîãî õèìóñà. Ñåêðåò ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû íàêàïëèâàåòñÿ â ìåæäîëüêîâûõ ïðîòîêàõ, êîòîðûå ñëèâàþòñÿ ñ ãëàâíûì âûâîäíûì ïðîòîêîì, îòêðûâàþùèìñÿ â äâåíàäöàòèïåðñòíóþ êèøêó.

Ìåæäó äîëüêàìè âêðàïëåíû ìíîãî÷èñëåííûå ãðóïïû êëåòîê, íå èìåþùèå âûâîäíûõ ïðîòîêîâ, — ò. í. îñòðîâêè Ëàíãåðãàíñà. Îñòðîâêîâûå êëåòêè ôóíêöèîíèðóþò êàê æåëåçû âíóòðåííåé ñåêðåöèè (ýíäîêðèííûå æåëåçû), âûäåëÿÿ íåïîñðåäñòâåííî â êðîâîòîê ãëþêàãîí è èíñóëèí — ãîðìîíû, ðåãóëèðóþùèå ìåòàáîëèçì óãëåâîäîâ. Ýòè ãîðìîíû îáëàäàþò ïðîòèâîïîëîæíûì äåéñòâèåì: ãëþêàãîí ïîâûøàåò, à èíñóëèí ïîíèæàåò óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè.

Ïðîòåîëèòè÷åñêèå ôåðìåíòû ñåêðåòèðóþòñÿ â ïðîñâåò àöèíóñà â âèäå çèìîãåíîâ (ïðîôåðìåíòîâ, íåàêòèâíûõ ôîðì ôåðìåíòîâ) — òðèïñèíîãåíà è õèìîòðèïñèíîãåíà. Ïðè âûñâîáîæäåíèè â êèøêó îíè ïîäâåðãàþòñÿ äåéñòâèþ ýíòåðîêèíàçû, ïðèñóòñòâóþùåé â ïðèñòåíî÷íîé ñëèçè, êîòîðàÿ àêòèâèðóåò òðèïñèíîãåí, ïðåâðàùàÿ åãî â òðèïñèí. Ñâîáîäíûé òðèïñèí äàëåå ðàñùåïëÿåò îñòàëüíîé òðèïñèíîãåí è õèìîòðèïñèíîãåí äî èõ àêòèâíûõ ôîðì. Îáðàçîâàíèå ôåðìåíòîâ â íåàêòèâíîé ôîðìå ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ôàêòîðîì, ïðåïÿòñòâóþùèì ýíçèìíîìó ïîâðåæäåíèþ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, ÷àñòî íàáëþäàåìîìó ïðè ïàíêðåàòèòàõ.

Ãîðìîíàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ ýêçîêðèííîé ôóíêöèè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû îáåñïå÷èâàåòñÿ ãàñòðèíîì, õîëåöèñòîêèíèíîì è ñåêðåòèíîì — ãîðìîíàìè, ïðîäóöèðóåìûìè êëåòêàìè æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè â îòâåò íà ðàñòÿæåíèå, à òàêæå ñåêðåöèþ ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà. Ïîâðåæäåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïðåäñòàâëÿåò ñåðü¸çíóþ îïàñíîñòü.

Ðèñ.

Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà ÷åëîâåêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé óäëèí¸ííîå äîëü÷àòîå îáðàçîâàíèå ñåðîâàòî-ðîçîâàòîãî îòòåíêà è ðàñïîëîæåíà â áðþøíîé ïîëîñòè ïîçàäè æåëóäêà, òåñíî ïðèìûêàÿ ê äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêå. Îðãàí çàëåãàåò â âåðõíåì îòäåëå íà çàäíåé ñòåíêå ïîëîñòè æèâîòà â çàáðþøèííîì ïðîñòðàíñòâå, ðàñïîëàãàÿñü ïîïåðå÷íî íà óðîâíå òåë I—II ïîÿñíè÷íûõ ïîçâîíêîâ.

Äëèíà æåëåçû âçðîñëîãî ÷åëîâåêà 14—22 ñì, øèðèíà äî 3 ñì (â îáëàñòè ãîëîâêè), òîëùèíà 2—3 ñì. Ìàññà îðãàíà îêîëî 70—80 ã.

2.Õðîíè÷åñêèéïàíêðåàòèò

Õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò (ÕÏ) — ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (ÏÆ), ïðåèìóùåñòâåííî âîñïàëèòåëüíîé ïðèðîäû, õàðàêòåðèçóþùååñÿ íàðóøåíèåì ïðîõîäèìîñòè åå ïðîòîêîâ, çàìåùåíèåì ïàðåíõèìû îðãàíà ñîåäèíèòåëüíîé òêàíüþ è ðàçâèòèåì âíóòðè- è âíåøíåñåêðåòîðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Çàáîëåâàåìîñòü ÕÏ çà ïîñëåäíèå 30 ëåò óâåëè÷èëàñü â ìèðå áîëåå ÷åì â 2 ðàçà è ñîñòàâëÿåò 8-10 ñëó÷àåâ íà 100 òûñ. íàñåëåíèÿ. Çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå â ñðåäíåì è ïîæèëîì âîçðàñòå è ñ ïî÷òè îäèíàêîâîé ÷àñòîòîé ó ìóæ÷èí è æåíùèí.

2.1 Ýòèîëîãèÿèïàòîãåíåç

 ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðè÷èíàìè ÕÏ ÿâëÿþòñÿ äëèòåëüíîå ïîòðåáëåíèå àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ (õðîíè÷åñêèé àëêîãîëèçì) è áîëåçíè æåë÷åâûâî-äÿùèõ ïóòåé (õðîíè÷åñêèé õîëåöèñòèò, æåë÷íîêàìåííàÿ áîëåçíü). Ñóùåñòâåííî ðåæå ÕÏ ðàçâèâàåòñÿ íà ôîíå çàáîëåâàíèé äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè (äóîäåíèò, ÿçâåííàÿ áîëåçíü è äð.), âèðóñíûõ èíôåêöèé (ýïèäåìè÷åñêèé ïàðîòèò, âèðóñíûé ãåïàòèò Â), ïðèìåíåíèÿ ðÿäà ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (öèòîñòàòè÷åñêèå, ìî÷åãîííûå, àíòèáàêòåðèàëüíûå — òåòðàöèêëèí, ñóëüôàíèëàìèäû è äð., ýñòðîãåííûå ïðåïàðàòû), ïîâðåæäåíèé ÏÆ ïðè îïåðàöèÿõ íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè.

Ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ çàáîëåâàíèÿ íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü, íåïîëíîöåííîå ïèòàíèå (íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå ñ ïèùåé áåëêà è âèòàìèíà À), ìåòàáîëè÷åñêèå íàðóøåíèÿ (ãèïåðõîëå-ñòåðèíåìèÿ, ãåìîõðîìàòîç) è ýíäîêðèííûå çàáîëåâàíèÿ (ñàõàðíûé äèàáåò — ÑÄ, ãèïåðïàðàòèðåîç).

 îáùèõ ÷åðòàõ ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ (ïàòîãåíåç) ÕÏ ìîãóò áûòü ïðåäñòàâëåíû ñëåäóþùèì îáðàçîì, Èíôèöèðîâàíèå òêàíåé ÏÆ áàêòåðèÿìè èëè âèðóñàìè, îáòóðàöèÿ åå ãëàâíîãî ïðèòîêà èëè îáðàçîâàíèå áåëêîâûõ ïðåöèïèòàòîâ è êàëüöèôèêàòîâ â áîëåå ìåëêèõ ïðîòîêàõ ÏÆ ñïîñîáñòâóþò àêòèâàöèè âûðàáîòêè ñîáñòâåííûõ ïðîòåîëèòè÷åñêèõ è ëèïîëèòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ. Èõ ïîâûøåííîå îáðàçîâàíèå âûçûâàåò ïîâðåæäåíèå è ãèáåëü àöèíàðíûõ êëåòîê, âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ.  ïàðåíõèìå ÏÆ íà ìåñòå ïîãèáøèõ êëåòîê ðàçâèâàåòñÿ ñîåäèíèòåëüíàÿ òêàíü, ïî ìåðå ðàçðàñòàíèÿ êîòîðîé ïîñòåïåííî íàðóøàþòñÿ ïðîõîäèìîñòü âíóòðèæåëåçèñòûõ ïðîòîêîâ è âûäåëåíèå ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà, âîçíèêàþò âíóòðè- è âíåøíåñåêðåòîðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ÕÏ.

Âûäåëÿþò ïåðâè÷íûé (ïåðâè÷íîå ðàçâèòèå âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå) è âòîðè÷íûé ÕÏ (ðàçâèâàåòñÿ íà ôîíå äðóãèõ çàáîëåâàíèé), êëèíè÷åñêèå ôîðìû ÕÏ (îáñòðóêòèâíûé, êàëüöèôèöèðóþùèé, âîñïàëèòåëüíûé, ôèáðîç ÏÆ). Çàáîëåâàíèå ìîæåò ïðîòåêàòü ñ íàðóøåíèÿìè âíåøíåñåêðåòîðíîé, âíóòðèñåêðåòîðíîé ôóíêöèé ÏÆ è ïðè èõ ñî÷åòàíèè. Âíåøíåñåêðåòîðíûå íàðóøåíèÿ áûâàþò 2 òèïîâ: ãèïåðôåðìåíòíûìè è ãèïîôåðìåíòíûìè ñ ñîîòâåòñòâóþùèì ïîâûøåíèåì è ñíèæåíèåì îáðàçîâàíèÿ ôåðìåíòîâ è îáúåìà ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà. Âíóòðèñåêðåòîðíûå íàðóøåíèÿ ôóíêöèé ÏÆ õàðàêòåðèçóþòñÿ êàê óâåëè÷åíèåì ïðîäóêöèè èíñóëèíà (ãèïåðèíñóëèíèçìîì), òàê è åãî ñíèæåíèåì ñ ðàçâèòèåì ÑÄ.  çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ è íàëè÷èÿ âíåøíåñåêðåòîðíûõ è âíóòðèñåêðåòîðíûõ ôóíêöèé âûäåëÿþò áåññèìïòîìíóþ è êëèíè÷åñêè âûðàæåííóþ ôàçû ÕÏ.

2.2 Êëèíèêàèäèàãíîñòèêà

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ÕÏ ìíîãîîáðàçíû è ìàëîñïåöèôè÷íû, íåðåäêî ñîâïàäàþò ñ ïðèçíàêàìè äðóãèõ çàáîëåâàíèé ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû. Âåäóùèìè â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå çàáîëåâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ áîëåâîé è äèñïåïñè÷åñêèé ñèíäðîìû.

Ïðè îáîñòðåíèè ÕÏ áîëüíîãî áåñïîêîÿò íîþùèå èëè äàâÿùèå áîëè â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè è ëåâîì ïîäðåáåðüå, èíîãäà — îïîÿñûâàþùåãî õàðàêòåðà. Îíè âîçíèêàþò âî âðåìÿ èëè ïîñëå åäû, íåðåäêî èððàäèèðóþò â ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü è ëåâóþ ïîëîâèíó ãðóäíîé êëåòêè è îáóñëîâëåíû óïîòðåáëåíèåì îñòðîé, æèðíîé, êîï÷åíîé è æàðåíîé ïèùè.

Äèñïåïñè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ âåñüìà ðàçíîîáðàçíû è ïðåäñòàâëåíû ìó÷èòåëüíîé òîøíîòîé, èíîãäà ïîâòîðíîé ðâîòîé, êîòîðàÿ íå ïðèíîñèò îáëåã÷åíèÿ, ÷óâñòâîì òÿæåñòè â æèâîòå è óð÷àíèåì ïîñëå ïðèåìà ïèùè, åãî âçäóòèåì è ðàñïèðàíèåì. Õàðàêòåðíû ñëþíîòå÷åíèå, ñíèæåíèå èëè ïîòåðÿ àïïåòèòà, îòâðàùåíèå ê æèðíîé ïèùå. Âîçìîæíû ÷åðåäîâàíèÿ ïîíîñîâ è çàïîðîâ, ïðåîáëàäàíèå ïîíîñîâ ñ âûäåëåíèåì îáèëüíîãî êàøèöåîáðàçíîãî çëîâîííîãî êàëà.

Читайте также:  Фрукты при гастрите и панкреатите

Äîïîëíÿþò êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, ÿâëåíèÿ èíòîêñèêàöèè, ðàçëè÷íîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè ïîõóäåíèå. Áîëüíûå ðàçäðàæèòåëüíû, îòìå÷àþò ñíèæåíèå òðóäîñïîñîáíîñòè, ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü, íåóñòîé÷èâîñòü íàñòðîåíèÿ, ïëîõîé ñîí, ìíèòåëüíîñòü.

Ïðè îáúåêòèâíîì èññëåäîâàíèè, èìåþùåì ñêðîìíóþ äèàãíîñòè÷åñêóþ öåííîñòü, ìîæíî âûÿâèòü áëåäíî-ñåðóþ îêðàñêó êîæíûõ ïîêðîâîâ, àòðîôèþ ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè è ïîâûøåííóþ áîëåâóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü (ãèïåðåñòåçèþ) êîæè â îáëàñòè ïðîåêöèè ÏÆ, ñíèæåíèå òóðãîðà êîæè, íàïðÿæåíèå ìûøö áðþøíîé ñòåíêè (äåôàíñ) â ëåâîì ïîäðåáåðüå.

Çíà÷èòåëüíî áîëåå ñóùåñòâåííîå äèàãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå èìåþò ëàáîðàòîðíûå è èíñòðóìåíòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ.  ïåðå÷åíü ëàáîðàòîðíûõ èññëåäîâàíèé âõîäÿò: êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè; îïðåäåëåíèå ñîäåðæàíèÿ â êðîâè àìèëàçû, ëèïàçû, áèëèðóáèíà, ïðîòðîìáèíà, ôèáðèíîãåíà, àñïàðòàò- è àëàíèíàìè-íîòðàíñôåðàç, ùåëî÷íîé ôîñôàòàçû, ãàììà-ãëóòàìèë-òðàíñïåïòèäàçû, ñàõàðà, êàëüöèÿ, îáùåãî áåëêà è áåëêîâûõ ôðàêöèé; îöåíêà ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè è äëèòåëüíîñòè êðîâîòå÷åíèÿ; îáùèé àíàëèç ìî÷è; îïðåäåëåíèå ñîäåðæàíèÿ àìèëàçû â ìî÷å; êîïðîãðàììà.

Öåííûé ìåòîä ôóíêöèîíàëüíîé äèàãíîñòèêè — ñåêðåòèíïàíêðåîçèìèíîâûé òåñò. Ñ ïîìîùüþ äâîéíîãî ãàñòðîäóîäåíàëüíîãî çîíäà îïðåäåëÿþò êîíöåíòðàöèþ è êîëè÷åñòâî (äåáèò) ïàíêðåàòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ è áèêàðáîíàòíîé ùåëî÷íîñòè ïàíêðåàòè÷åñêîãî ñîêà â äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêå äî è ïîñëå ââåäåíèÿ ñòèìóëÿòîðîâ. Ýòîò òåñò, êàê è íåêîòîðûå äðóãèå (áåíòèðàìèíîâûé, Ëóíäà, îïðåäåëåíèå ýëàñòàçû-1 â êàëå), äîñòàòî÷íî ðåäêî ïðèìåíÿþò â ñïåöèàëèçèðîâàííûõ äèàãíîñòè÷åñêèõ îòäåëåíèÿõ (öåíòðàõ).

Îáîñòðåíèþ ÕÏ ñâîéñòâåííî ïîâûøåíèå àêòèâíîñòè ïàíêðåàòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ àìèëàçû è ëèïàçû â êðîâè è ìî÷å, ýëàñòàçû-1 â êðîâè è êàëå, óâåëè÷åíèå êîíöåíòðàöèè â êðîâè áèëèðóáèíà, ôèáðèíîãåíà, àìèíîòðàíñôåðàç, ùåëî÷íîé ôîñôàòàçû è ñàõàðà, óìåíüøåíèå ñîäåðæàíèÿ îáùåãî áåëêà. Òèïè÷íû èçìåíåíèÿ â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè — àíåìèÿ, ëåéêîöèòîç ñî ñäâèãîì ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû âëåâî, óâåëè÷åíèå ÑÎÝ.  êàëå (êîïðîãðàììà) îáíàðóæèâàþò íåéòðàëüíûé æèð, ðåæå — íåïåðåâàðåííûå ìûøå÷íûå âîëîêíà è âíåêëåòî÷íûé êðàõìàë.

Ñóùåñòâåííîå ìåñòî â äèàãíîñòèêå ÕÏ çàíèìàþò èíñòðóìåíòàëüíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ, â ïåðâóþ î÷åðåäü — ÓÇÈ (òðàíñàáäîìèíàëüíîå è ýíäîñêîïè÷åñêîå) ÏÆ, ýíäîñêîïè÷åñêàÿ ðåòðîãðàäíàÿ õîëàíãèîïàí-êðåàòîãðàôèÿ, ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ õîëàíãèîïàíêðåàòîãðàôèÿ, êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ è äð. Îïðåäåëåííîå äèàãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå èìåþò ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ — îáçîðíûé ñíèìîê áðþøíîé ïîëîñòè, ðåíòãåíîãðàôèÿ æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, ðåëàêñàöèîííàÿ äóîäåíîãðàôèÿ.

Ñ ïîìîùüþ íàèáîëåå äîñòóïíîãî è äîñòàòî÷íî èíôîðìàòèâíîãî ìåòîäà — ÓÇÈ ÏÆ — âûÿâëÿþò óâåëè÷åíèå èëè óìåíüøåíèå, íåðîâíîñòü êîíòóðîâ, íàðóøåíèå ýõîñòðóêòóðû ÏÆ, íàëè÷èå êèñò, êàëüöèôèêàòîâ, ñèíäðîìà ñäàâëåíèÿ íèæíåé ïîëîé âåíû. Ýíäîñêîïè÷åñêàÿ ðåòðîãðàäíàÿ õîëàíãèîïàíêðåàòîãðàôèÿ — îäèí èç íàèáîëåå èíôîðìàòèâíûõ äèàãíîñòè÷åñêèõ ìåòîäîâ — ñïîñîáñòâóåò âûÿâëåíèþ ðèãèäíîñòè ñòåíîê, íåðîâíîñòè êîíòóðîâ, íåðàâíîìåðíîñòè äèàìåòðà, èçâèëèñòîñòè õîäà ãëàâíîãî ïðîòîêà ÏÆ, êàëüöèôèêàòîâ, êèñò, ðàñøèðåíèÿ áîêîâûõ âåòâåé ãëàâíîãî ïðîòîêà, èçîáðàæåíèÿ âíåïå÷åíî÷íûõ æåë÷íûõ ïóòåé. Äèàãíîñòèêà ÕÏ — êîìïëåêñíûé ïðîöåññ, âêëþ÷àþùèé â ñåáÿ àíàëèç àíàìíåñòè÷åñêèõ äàííûõ, æàëîá ïàöèåíòà, ðåçóëüòàòîâ ôèçèêàëüíîãî (îáúåêòèâíîãî), ëàáîðàòîðíûõ è èíñòðóìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé.

ÕÏ ñâîéñòâåííî ïðîãðåññèðóþùåå òå÷åíèå ñ ÷åðåäîâàíèåì ïåðèîäîâ îáîñòðåíèé è ðåìèññèé, êîòîðîå â çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ ìîæåò áûòü ëåãêèì, ñðåäíåòÿæåëûì è òÿæåëûì.  ïåðèîä ðåìèññèè ñèìïòîìû ÕÏ ìîãóò îòñóòñòâîâàòü èëè áûòü ìèíèìàëüíî âûðàæåííûìè ïðè õîðîøåì ñàìî÷óâñòâèè è ñîõðàíåííîé òðóäîñïîñîáíîñòè. Îáîñòðåíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîÿâëåíèåì êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ ðàçëè÷íîé ñòåïåíè òÿæåñòè è íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïîâîäîì äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè.

2.3 Ëå÷åíèå

Îáîñòðåíèå ÕÏ ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàíèåì ê ñòàöèîíàðíîìó ëå÷åíèþ, öåëè êîòîðîãî — óìåíüøåíèå êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ, ïðåäóïðåæäåíèå åãî îñëîæíåíèé è ðåöèäèâèðîâàíèÿ. Áîëüíîìó íàçíà÷àþò ïîñòåëüíûé ðåæèì ñ îãðàíè÷åíèåì ôèçè÷åñêèõ è ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ íàãðóçîê.

Èñïîëüçóþò íåìåäèêàìåíòîçíîå (ïðåèìóùåñòâåííî äèåòîòåðàïèþ) è ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå, íàïðàâëåííîå íà êóïèðîâàíèå áîëåâîãî è äèñïåïñè÷åñêîãî ñèíäðîìîâ, ëèêâèäàöèþ âíåøíå- è âíóòðèñåêðåòîðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ôóíêöèé ÏÆ.

Âàæíîé ñîñòàâíîé ÷àñòüþ êîìïëåêñíîé òåðàïèè ÕÏ ÿâëÿåòñÿ ëå÷åáíîå ïèòàíèå. Äèåòà äîëæíà áûòü ìåõàíè÷åñêè è õèìè÷åñêè ùàäÿùåé, ìàëîêàëîðèéíîé è ñîäåðæàòü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî áåëêîâ è óãëåâîäîâ ïðè óìåíüøåíèè êîëè÷åñòâà æèðîâ. Ïðè âûðàæåííîì îáîñòðåíèè çàáîëåâàíèÿ â ïåðâûå 1-3 äíÿ íàçíà÷àþò ãîëîä, îáèëüíîå ïèòüå ùåëî÷íûõ ìèíåðàëüíûõ âîä, ïî ïîêàçàíèÿì — ïàðåíòåðàëüíîå ïèòàíèå. Íà 3-4-é äåíü îò íà÷àëà îáîñòðåíèÿ ïàöèåíòà ïåðåâîäÿò íà ïåðîðàëüíîå ïèòàíèå 5-6 ðàç â ñóòêè ìàëûìè ïîðöèÿìè ñ îãðàíè÷åíèåì æèðîâ, êèñëûõ è ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ, Ðåêîìåíäóþò ñëèçèñòûå ñóïû, æèäêèå êàøè, ìÿñíûå è ðûáíûå òåôòåëè, íåæèðíûé òâîðîã, ñóõàðè èç áåëîãî õëåáà. Îãðàíè÷èâàþò ñàõàð è ïîâàðåííóþ ñîëü, Ïî ìåðå çàòóõàíèÿ îáîñòðåíèÿ íàçíà÷àþò ñòîë ¹ 5ï, êîòîðûé íåðåäêî èñïîëüçóþò è â ñòàäèè ðåìèññèè; óâåëè÷èâàþò ñîäåðæàíèå çåðíîâûõ ïðîäóêòîâ, îâîùåé è ôðóêòîâ ïðè äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå íåæèðíûõ ãîâÿäèíû, òåëÿòèíû, ðûáû è ïòèöû. Çàïðåùåíî óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, îñòðîé ïèùè, êèñëûõ ÿãîä, ôðóêòîâ è ôðóêòîâûõ ñîêîâ, ãàçèðîâàííûõ íàïèòêîâ. (Ïðèëîæåíèå ¹1)

Ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå ÕÏ èìååò ñëåäóþùèå çàäà÷è:

— êóïèðîâàíèå áîëåâîãî ñèíäðîìà ñ èñïîëüçîâàíèåì íåíàðêîòè÷åñêèõ àíàëüãåòèêîâ (ïàðàöåòàìîë, áàðàëãèí, êåòîðîëàê äð.), íåðåäêî — â ñî÷åòàíèè ñ ìèîòðîïíûìè ñïàçìîëèòèêàìè — ïàïàâåðèí, íî-øïà, äèöåòåë, ìåòåîñïàçìèë, äþñïàòàëèí è äð.) è áëîêàòîðîâ õîëèíåðãè÷åñêèõ ðåöåïòîðîâ (àòðîïèí, õëîðîçèë, áóñêîïàí è äð.) äëÿ âíóòðåííåãî è ïàðåíòåðàëüíîãî ïðèìåíåíèÿ. Ïðè èíòåíñèâíîì áîëåâîì ñèíäðîìå íàçíà÷àþò íàðêîòè÷åñêèå àíàëüãåòèêè (òðàìàë, ïðîìåäîë, ôîðòðàë, áóïðåíîðôèí è äð.) ïðåèìóùåñòâåííî ïàðåíòðàëüíî;

— óìåíüøåíèå ïàíêðåàòè÷åñêîé ñåêðåöèè ïðè ãèïåðôåðìåíòàòèâíûõ ôîðìàõ ÕÏ ïóòåì èñïîëüçîâàíèÿ àíòèñåêðåòîðíûõ ïðåïàðàòîâ: áëîêàòîðîâ È^-ðåöåïòîðîâ (ðàíèòèäèí, ôàìîòèäèí è äð.); èíãèáèòîðîâ ïðîòîííîé ïîìïû (îìåïðàçîë, ðàáåï-ðàçîë, ýçîìåïðàçîë è äð.); àíòàöèäîâ (àëìàãåëü, ôîñôàëþãåëü è äð.); ñ ýòîé æå öåëüþ íàçíà÷àþò âíóòðü ïîëèôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû (ìåçèì ôîðòå, ïàíöèòðàò, êðåîí è äð.), èíúåêöèè ñèíòåòè÷åñêèõ àíàëîãîâ ãîðìîíà ñîìàñòàòèíà — ñàíäî-ñòàòèíà èëè îêòðåîòèäà; çàìåñòèòåëüíóþ òåðàïèþ âíåøíåñåêðåòîðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïðè ãèïåðôåðìåíòàòèâíûõ ôîðìàõ ÕÏ ñ èñïîëüçîâàíèåì ïîëèôåðìåíòíûõ (ìåçèì ôîðòå, äèãåñòàë, ïàíöèòðàò, êðåîí è äð.), áåëêîâûõ, àìèíîêèñëîòíûõ è æèðîâûõ ïðåïàðàòîâ (ïðîòåèí, àëüâåçèí, ïîëèàìèí, èíòðàëèïèä è äð.), èíîãäà -â êîìáèíàöèè ñ àíàáîëè÷åñêèìè ãîðìîíàìè (ðåòàáîëèë è äð.), òåðàïèþ âíóòðèñåêðåòîðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ÏÆ — ÑÄ (ïåðîðàëüíûå ñàõà-ðîñíèæàþùèå ïðåïàðàòû, èíñóëèí). Ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè ÕÏ íàçíà÷àþò àíòèôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû (òðàñèëîë, êîíòðèêàë, ãîðäîêñ è äð.), äåçèíòîêñèêàöèîííûå ñðåäñòâà (ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð õëîðèäà íàòðèÿ, 5% ðàñòâîð ãëþêîçû, ðàñòâîð Ðèíãåðà, ïîëèãëþêèí, ðåîïîëèãëþêèí è äð.), àíòèáèîòèêè (ôòîðõèíîëîíû, ìàêðîëèäû è äð.), à òàêæå ãåìîñîðáöèþ è ïëàçìàôåðåç.

 ïåðèîä çàòóõàþùåãî îáîñòðåíèÿ èñïîëüçóþò ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû, à â ïåðèîä ðåìèññèè ÕÏ — ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå.

Ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà ÕÏ ïðåäóñìàòðèâàåò ñîáëþäåíèå çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè è ïðàâèëüíîãî (ðàöèîíàëüíîãî) ïèòàíèÿ, èñêëþ÷åíèå âðåäíûõ ïðèâû÷åê (çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, êóðåíèå), ñâîåâðåìåííóþ äèàãíîñòèêó è àäåêâàòíîå ëå÷åíèå âèðóñíûõ èíôåêöèé (ýïèäåìè÷åñêèé ïàðîòèò, âèðóñíûé ãåïàòèò Â), õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.

Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà ñîñòîèò â èñêëþ÷åíèè ñïîñîáñòâóþùèõ ïðîãðåññèðîâàíèþ çàáîëåâàíèÿ ôàêòîðîâ ïðè äèñïàíñåðíîì íàáëþäåíèè è îáñëåäîâàíèè áîëüíûõ 2-4 ðàçà â ãîä (â çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè ÕÏ), â ïðîâåäåíèè êóðñîâ ïðîòèâîðåöèäèâíîãî ëå÷åíèÿ è èñïîëüçîâàíèè äèåòîòåðàïèè.

2.4 Òàêòèêàìåäèöèíñêîéñåñòðûïðèóõîäåçàïàöèåíòîìñõðîíè÷åñêèìïàíêðåàòèòîì

Ãëàâíàÿ ðîëü â ðåøåíèè ïðîáëåì ïàöèåíòà — áîëåâîãî, äèñïåïñè÷åñêîãî ñèíäðîìîâ è äð. — ïðèíàäëåæèò íåìåäèêàìåíòîçíîìó è ìåäèêàìåíòîçíîìó ëå÷åíèþ. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìååò ñåñòðèíñêèé óõîä, ïðåäóñìàòðèâàþùèé:

· èíôîðìèðîâàíèå ïàöèåíòà î ïðèíöèïàõ äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ;

· ïîäãîòîâêó áîëüíîãî ê ëàáîðàòîðíûì è èíñòðóìåíòàëüíûì èññëåäîâàíèÿì;

· ïîìîùü âðà÷ó ïðè ïðîâåäåíèè ýíäîñêîïè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé;

· êîíòðîëü çà ñîáëþäåíèåì ïîñòåëüíîãî ðåæèìà â îñòðóþ ôàçó çàáîëåâàíèÿ, äèíàìèêîé êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé (áîëè â æèâîòå, äèñïåïñè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, ÷àñòîòà è õàðàêòåð ñòóëà è äð.);

· îáó÷åíèå ïàöèåíòà îáùåãèãèåíè÷åñêèì è äðóãèì ì?