Практическая работа по панкреатиту

Кафедра внутренних
болезней и ВПТ

Дисциплина
внутренние болезни

Специальность
060103.65-педиатрия

Факультет
педиатрический

Курс
IV
Семестр VII

Количество часов
____________ (час)

ЦелИ занятия

  • Научиться
    распознавать различные варианты ХП.

  • Научиться
    распознавать симптомы ХП.

  • Научиться составлять
    план обследования больных с ХП.

  • Научиться
    проводить дифференциальный диагноз с
    синдромосходными заболеваниями (опухоли
    поджелудочной железы, гастродуоденит,
    язвенная болезнь, хронический холецистит,
    ЖКБ, муковисцидоз, хронический энтерит
    и другие хронические заболевания тонкой
    кишки).

  • Научиться составлять
    план лечения больных ХП, комплекс
    профилактических мероприятий.

БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ

  • Анатомию
    поджелудочной железы (ее части, проток
    поджелудочной железы).

  • Строение экзокринного
    и эндокринного отделов (ацинарные
    клетки, типы эндокриноцитов).

  • Функции поджелудочной
    железы: панкреатическая секреция,
    особенности секреции бикарбонатов и
    их значение в обработке пищи и в регуляции
    пищеварения. Механизмы регуляция
    секреции панкреатического сока.

  • Методы обследования
    больных с синдромом абдоминальных
    болей в эпигастрии и мезогастрии.
    Проведение поверхностной и глубокой
    пальпации, перкуссии, аускультации
    живота, всех отделов кишечника,
    определение свободной жидкости в
    брюшной полости.

  • Патологическую
    анатомию хронического панкреатита,
    осложнения, исходы.

  • Лабораторные
    и инструментальные методы исследования
    при хроническом панкреатите с их
    интерпретацией (общий анализ крови,
    амилаза крови, диастаза мочи, глюкоза
    крови, фекальная эластаза, панкреолауриловый
    тест, секретин-панкреозиминовый тест,
    УЗИ органов брюшной полости, КТ
    поджелудочной железы, эндоскопическая
    ретроградная холангиопанкреатография).

  • Механизм действия
    основных групп препаратов: ненаркотических
    и наркотических аналгетиков, антагонистов
    Н2-рецепторов, ингибиторов протонного
    насоса, панкреатических ферментов,
    миотропных спазмолитиков.

Вышеуказанные
вопросы изучены ранее на следующих
теоретических кафедрах:

  • Кафедра нормальной
    анатомии

Привес М.Г. Анатомия
человека.-Спб: СПБМАПО, 2004.-720 с.

  • Кафедра нормальной
    физиологии

Нормальная
физиология человека: Учебник.-М., Медицина,
2005.-928 с.

  • Кафедра
    патологической анатомии

Патологическая
анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М.
Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с.

  • Кафедра
    патологической физиологии

Адо А.Д.
Патологическая физиология.-М.: Триада,
2001.-574 с.

  • Кафедра
    пропедевтики внутренних болезней

Гребенев А.Л.
Пропедевтика внутренних болезней.-М.:
Медицина, 2002.-592 с.

  • Кафедра
    фармакологии

Харкевич Д.А.
Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.

продолжительность
занятия и место его проведения

  • Место занятия –
    учебная комната кафедры и палата
    терапевтического отделения.

  • Время занятия –
    с 9:00 до 12:15.

методическое
и материально-техническое
ОСНАЩЕНИЕ

  • Схемы, таблицы,
    рисунки, слайды по теме практического
    занятия.

  • Больные с ХП,
    история болезни, амбулаторная карта.

  • Типовые задачи.

  • Тестовые задания.

  • Методическая
    разработка практических занятий для
    студентов.

  • Методическое
    пособие «Болезни органов пищеварения».

  • Методическое
    пособие «Фармакотерапия внутренних
    болезней и их осложнений».

Хронометраж
практического занятия:

30 мин. – текущий
контроль – написание контрольных
вопросов, тестов, решение типовых задач.

10 мин. – перерыв

20 мин. – курация
больных, микрокурация.

1 час – клинический
разбор больного с хроническим панкреатитом
и опрос студентов по заданной теме на
примере курируемых больных (этиология,
патогенез, клиника, дифференциальный
диагноз, осложнения, обследование,
лечение).

15 мин. – перерыв

1 час – клинический
разбор больных с хроническим панкреатитом
и опрос студентов по заданной теме на
примере курируемых больных (этиология,
патогенез, клиника, дифференциальный
диагноз, осложнения, обследование,
лечение).

содержание
ТЕМЫ
«Хронический
панкреатит»

Основные вопросы
темы:

  • Определение
    хронического панкреатита.

  • Этиология
    хронического панкреатита.

  • Патогенез
    хронического панкреатита.

  • Классификация
    хронического панкреатита.

  • Основные
    клинико-лабораторно- инструментальные
    диагностические критерии хронического
    панкреатита.

  • Дифференциальный
    диагноз.

  • Лечение хронического
    панкреатита.

  • Осложнения.

  • Диспансеризация.

Актуальность
проблемы

В последние два
десятилетия отмечается рост заболеваемости
хроническим панкреатитом (ХП), что
связывают с ростом алкоголизма, учащением
случаев ЖКБ. За этот период заметно
увеличилось количество осложнений и
все более четко фиксируется связь ХП с
карциномой поджелудочной железы. В
клиническом плане ХП представляет собой
динамичную, плохо поддающуюся диагностике
болезнь, эволюция которой обусловлена
прогрессирующей деструкцией ткани
железы и возникновением локальных
осложнений. Из этого следует, что только
динамическое наблюдение за больными
позволяет определить факторы, темп
прогрессирования, стадию, а также
характер и интенсивность лечебных
мероприятий.

Определение

хроническое
полиэтиологическое воспалительное
заболевание поджелудочной железы,
характеризующееся прогрессирующим
течением, нарастающими очаговыми,
сегментарными или диффузными
дегенеративными и деструктивными
изменениями ее паренхимы, развитием в
ней фиброза, изменениями в протоковой
системе (образование псевдокист,
кальцификатов, конкрементов), различной
степени нарушениями экзо- и эндокринной
функций.

Соседние файлы в папке МР_студ_гастро

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

КРАСНОЯРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА
ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ « 2

Утверждено
на методической конференции

Читайте также:  Рецепты блюд при панкреатите и холецистите фото

            кафедр
внутренних болезней № 2 и № 1

             профессор                             
Ю.А.Терещенко

            профессор                               
В.А.Шульман

            «____»   
____________________    2001 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ТЕМА: ХРОНИЧЕСКИЙ ПАНКРЕАТИТ

(1 занятие)

Составили: асс.  Домашенко И.В.         

Красноярск 2001 г.

1.Тема: «Хронический панкреатит (ХП)»

2.Форма учебного процесса: практическое занятие

3.Значение темы: необходимость изучения
хронического панкреатита для студентов обусловлена ростом распространенности
его (за последние 30 лет отмечен рост хронического панкреатита более чем в 2
раза, трудностью его диагностики на первом этапе развития (яркий специфический
клинико – лабораторный синдром появляется в поздние сроки при поражении 60 –
80% паренхимы поджелудочной железы), упорством течения и тяжестью осложнений.
Отмечен рост заболеваемости холангиокарциномой поджелудочной железы, которая
возникает на фоне хронического панкреатита. Как известно, сахарный диабет
становится буквально болезнью века, при этом накапливается все больше данных о
связи последнего с хроническим панкреатитом.

4. Цели обучения.

4.1.Общая цель (цель занятия). Овладеть
принципами диагностики и лечения хронического панкреатита.

4.2. Учебная цель.

4.2.1. Раскрыть особенности сбора анамнеза (злоупотребление алкоголем,
наличие опис-торхоза, желчнокаменная болезнь в анамнезе.

4.2.2. Отработать навыки объективного осмотра больного (болезненность
при пальпации в зоне Шоффара, точках Мейо – Робсона, Дежардена, наличие капелек
Тужилина и других симптомов хронического панкреатита).

4.2.3. Ознакомить студентов с особенностями лабораторного исследования,
копрологи-ческого анализа, данными ЭРХПГ ультразвуковой диагностики при
хроническом панкреатите.

4.2.4. Разобрать признаки обострения хронического панкреатита и
принципы базисной тера-пии в зависимости от формы панкреатита.

4.5. Психолого-педагогические цели: при изучении этиопатогенеза
хронического пан-креатита необходимо обратить внимание на санитарно —
просветительскую работу среди населения (профилактику описторхоза, связь с
употреблением алкоголя и др.), своевременное выявление больных и назначение
базисной терапии. В профилактике реци-дивов этого заболевания имеет значение
обучение больных принципам диетотерапии, свое-временная холецистэктомия при наличии
желчнокаменной болезни и отказ от употребления алкоголя. Знание студентами этих
положений позволит им в будущей прак-тике достигнуть более полного
сотрудничества с больными и способствовать улучшению качества жизни
больных.                                                   

5. Место проведения (учебная комната, палаты).
Продолжительность изучения темы: 1 заня-тие —  180 минут.

6. Оснащение занятия

1.Учебный класс

2. Больные с различными
вариантами хронического панкреатита

3.Таблицы по теме:

— классификации хронического панкреатита по Шелагурову и 
Марсельско-Римская, 1989 года;

—  болевые зоны и точки при хроническом панкреатите

4. Набор копрологических анализов, данные ЭРХПГ и протоколы
ультразвуковых исследо-ваний

5. .Набор тестовых вопросов

6. Набор ситуационных задач

7. Структура содержания темы (хронокарта)

№/№

п/п

Этапы занятия

Продолжитель-

ность (в мин.)

Оснащенность

1.

Организация занятия

3 мин.

2.

Формулировка темы и цели

4 мин.

3.

Определение исходного
уровня подго-товки к занятию

20 минут

Набор тестов

(приложение № 1)

4.

Курация больного

40 минут

5.

Перерыв

15 мин.

6.

Разбор больного:

С хроническим
панкреатитом

60 минут

7.

Решение ситуационных задач
и выписывание рецептов

25 мин.

Набор задач

(приложение « 2)

8.

Заключение по занятию с
объявлением итоговых оценок

10 мин.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ)

КЛАССИФИКАЦИЯ 
хронического панкреатита (по Шелагурову А. А.) является наи-

более
распространенной в России в течение последних лет.

1.Хронический рецидивируюнщй панкреатит (б0 %) от всех форм
хронического панкреатита а) стадия обострения (с положительным амилазным тестом
б) стадия ремиссии

2.Хронический болевой панкреатит (20%) с трудом
реагирует на терапию

3.Хронический
панкреатит латентная форма (5%)
(часто диагностируется как эн-

тероколит)  —
безболевая форма с поносами

4.Хронический панкреатит псевдоопухолевая (гиперпластическая форма) до
10%
сопровождается механической желтухой, отключенным желчным пузырем;
встречается чаще у мужчин.

5.Склерозирующий панкреатит или хронический панкреатит  с секреторной
недостаточностью
— это исход всех видов панкреатита.

В конце диагноза хронического панкреатита рекомендуется указать функциональные
нарушения
поджелудочной железы: внешнесекреторные – гиперсекреция и гипосекреция 
внутрисекреторные – гиперинсулинизм, гипофункция инсулярного аппарата (сахарный
диабет).

В 1988 году группа ученых (Х.Сарли, Г. Адлер, Р. Дани и др.) предложили
клас-сификацию панкреатитов, в  которой выделяется острый и хронический
панкреатиты. Последний подразделяется на:  хронический обструктивный
панкреатит — развивается в результате обструкции главного протока поджелудочной
железы. Поджелудочная железа поражается выше места обструкции протока
равномерно, процесс не сопровождается образованием камней внутри протоков.
Причина — стеноз фатерова сосочка, псевдокисты и рубцы. Клиника — постоянный
болевой синдром; на хронический кальцифицирующий панкреатит — поражение
поджелудочной железы неравномерное, лобулярное. В протоках обнаруживаются
белковые преципитаты или калъцификаты, кисты и псевдокисты, стеноз протоков.
Причина – алкоголь, диета с высоким содержанием белков и жиров,
гиперкальциемия. Клиника — рецидивирующее течение с эпизодами обострения; на
хронический воспалительный
(паренхиматозный) панкреатит — характеризуется
участками фиброза , инфильтрированных мононуклеарными клетками. При этой форме
отсутствуют кальцификаты и поражения протоков. Причина — неизвестна, часто
бывает у алкоголиков при диете с низким содержанием белка, а также при гиперлипопротеинемии.
Клиника — прогрессирующие признаки экзо — и эндокринной недостаточности.

Читайте также:  Компоты при обострении хронического панкреатита

Источник

Московская
медицинская академия им.И.М. Сеченова

Кафедра факультетской
хирургии № 2 лечебного факультета

Утверждено

УМС ММА им И.М. Сеченова

Экспертная группа

«Хирургические болезни и парахирургические
специальности»

МОСКВА 2010

Составители: доцент
В.Г. Агаджанов, доцент Э.Г. Османов,

доцент А.Г. Натрошвили

Под редакцией
профессора А.М. Шулутко, профессора В.И.
Семикова

Острый панкреатит

1.
Мотивация. Частота
заболеваемости острым панкреатитом
существенно вариирует составляя от
100-200 (Голландия, Англия) до 700-800 (Финляндия,
США) случаев заболевания на 1 миллион
населения в год; такой разброс связан
с разной распространенностью в популяциях
двух основных этиологических факторов
– желчекаменной болезни и злоупотребления
алкоголем, а также различиями в
интерпретации диагностических критериев.

С 60-х годов до
настоящего времени частота выявления
панкреатита увеличилась примерно в 1,5
раза, что объясняют как улучшением
диагностики (ферментная диагностика,
ультразвуковая и рентгеновская
компъютерная томография), так и абсолютным
ростом заболеваемости. Более того, в
связи с уменьшением частоты аутопсий
в последние десятилетия вполне вероятна
недооценка истинного роста заболеваемости
панкреатитом, особенно его тяжелых
форм: до 30-40% случаев панкреонекроза с
летальным течением не диагносцируется
прижизненно.

В госпитальной
практике частота панкреатита вариирует
от 2 до 9%, тяжелые формы наблюдаются в
5-10% случаев верифицированного панкреатита.
Осложнения развиваются со средней
частотой в 25%. Публикуемые современные
показатели летальности не превышают
5% для всех атак острого панкреатита и
20% для его тяжелых форм. Существенное
снижение летальности по сравнению с
70-80-ми годами (общая летальность 11-15%,
при тяжелых формах до 30-50%) есть главное
достижение двух последних десятилетий;
оно достигнуто созданием новой концепции
патогенеза острого панкреатита, точной
диагностикой инфицированного
панкреонекроза, достижениями
консервативного лечения, радикально
уменьшившими раннюю летальность, и
пересмотром стратегии оперативного
лечения – отказом от ранних операций
и агрессивным лечением инфицированного
панкреонекроза – существенно улучшившим
результаты хирургического лечения.

2. Цель
изучения темы.
Обучиться
диагностике и знать принципы лечения
острого панкреатита.

3. Целевые
задачи:

а) правильно
оценивать данные анамнеза;

б) знать клиническую
симптоматологию острого панкреатита
и его осложнений;

в) знать и уметь
правильно трактовать значения лабораторных
методов исследования (клинический
анализ крови и мочи, биохимический
анализ крови, определение стеркобилина
в кале и т.д.);

г) обучиться
диагностическим приемам и методам
лечения заболеваний, указанных в перечне
необходимых знаний и умений студентов.

  1. Перечень
    необходимых знаний и умений студента

Студент должен
знать:

а) этиопатогенез
заболевания;

б) классификацию;

в) характерные
жалобы больных;

г) клиническую
симптоматологию;

д) возможности и
методы амбулаторного обследования и
лечения больных (общеклинические
анализы, трактовка данных специальных
инструментальных методов исследования);

е) возможности
специальных методов обследования
больных;

ж) научиться
проводить дифференциальную диагностику;

з) научиться
планировать лечение больных (консервативное
и оперативное);

и) знать принципы
консервативного лечения больных острым
панкреатитом и его осложнениями;

к) знать принципы
оперативных вмешательств при остром
панкреатите и его осложнениях;

л) знать принципы
послеоперационного ведения больных;

м) знать принципы
профилактики и лечения осложнений;

н) знать принципы
реабилитации больных и правильно
оценивать их трудоспособность.

Студент должен
уметь
правильно
сформулировать диагноз, уметь оценить
состояние больного и выбрать необходимое
лечение.

5. Ориентировочная
основа действий студентов по диагностике
и лечению

1. прежде чем
приступить к изучению заболеваний
поджелудочной железы вам необходимо
вспомнить анатомо-физиологические
сведения о гепатобилиарной системе.

Читайте также:  Панкреатит рыба нежирная для диеты

2. Знание этиологии
и патогенеза заболеваний этой области
поможет вам лучше ориентироваться в
вопросах тактики и лечения больных.

3. Вы принимаете и
осматриваете больного, который жалуется
на боли в левом верхнем квадранте живота.

Прочтите о методах
обследования больных.

4. Однако этого
недостаточно для установления клинического
диагноза. Прочтите о специальных методах
обследования больных острым панкреатитом
и его осложнениями.

5. Обратите внимание
на изменение лабораторных данных, а так
как у больного имеется желтушность
склер, проведите соответствующий
дифдиагноз.

6. Получив необходимую
информацию о больном, правильно
сформулируйте диагноз. За разъяснением
обратитесь к «Классификации часто
встречающихся хирургических заболеваний».

7. Теперь необходимо
обдумать план лечения.

8. Почитайте, какие
методы лечения рекомендуют различные
авторы.

9. Ваш больной
поправилась. Прежде чем дать ему совет
о режиме питания и труда, ознакомьтесь
с литературными сведениями.

5. Список
рекомендуемой литературы:

1) Учебник М.И.
Кузина.

2) «Некротизирующий
панкреатит» М.И. Прудков, А.М. Шулутко,
Ф.В. Галимзянов, С.А. Чернядьев. Екатеринбург
2005 г.

3) «Механическая
желтуха. Хронический панкреатит» Р.М.
Евтихов и соавт. Москва-Иваново-Киров
1999 г.

4) Руководство по
неотложной хирургии органов брюшной
полости под редакцией В.С. Савельева.
Москва 2004 г.

5) Патофизиология
органов пищеварения. Д.М. Хендерсон.
Москва 2001 г.

6) «Боль в животе».
Л.М. Найхус, Д.М. Вителло, Р.Э. Конден.
Москва 2000 г.

7) Острый панкреатит
и травмы поджелудочной железы. Р.В.
Вашетко и соавторы. Санкт-Петербург
2004 г.

7) Тесты и ситуационные
задачи для программированного обучения
по хирургическим болезням. В. С. Савельев
и соавторы. Москва-Пермь 2005 г.

6. План
занятий по теме «Острый панкреатит»
:

а) Вводная беседа

б) Тестовый контроль
исходного уровня знаний

в) Самостоятельная
курация больных острым панкреатитом

г) Клинический
разбор больных с преподавателем

д) Разбор и
обоснование современных методов лечения
острого панкреатита

е) Выводы и домашнее
задание

Учебные элементы
по теме «Острый панкреатит»

1.Классификация

— легкий острый
панкреатит (острый отечный панкреатит,
интерстициальный панкреатит)

— тяжелый острый
панкреатит:

острые жидкостные
скопления

панкреонекроз

инфицированный
панкреонекроз

панкреатогенный
абсцесс

инфицированная
псевдокиста

полиорганная
недостаточность

2. Патолого-морфологические
изменения

3. Этиология

— алкоголь

— ЖКБ

— травма

4. Патогенез

5. Клинические
симптомы

— боли в верхнем
левом квадранте живота

— рвота

— температурная
реакция (необязательно)

— цианоз кожи живота
(симптом Холстеда)

— цианоз боковых
стенок живота (симптом Турнера)

— цианоз пупка
(симптом Грюневальда)

— желтушность в
области пупка (симптом Кулена)

— фиолетовые пятна
на туловище (симптом Мондора)

— болезненность и
резистентность на 6-7 см выше пупка
(симптом Керте)

— исчезновение
пульсации надчревного отдела аорты
(симптом Воскресенского)

— сердечно-сосудистые
проявления

— явления динамической
кишечной непроходимости

— перитонеальные
симптомы

— болезненная
резистентность в левом реберно-позвоночном
углу (симптом Мейо-Робсона)

— клиника острого
холецистита

6. Лабораторные и
инструментальные методы диагностики

— общий анализ
крови

— определение
ферментов поджелудочной железы в моче
и крови

— биохимия крови

— ОЦК, гематокрит
и ЦВД

— определение
сахара крови

— УЗИ брюшной
полости

— КТ

— МРТ

7. Осложнения

— перитонит

— абсцессы

— забрюшинная
флегмона

— плеврит

— перикардит

— кровотечение

— киста

— острый холецистит

— прободная
гастродуоденальная язва

— острая кишечная
непроходимость

— острое нарушение
мезентериального кровообращения

— острая почечная
недостаточность

— полиорганная
недостаточность

8. Дифдиагноз

— острый холецистит

— кишечная
непроходимость

— острый аппендицит

— осложненная
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки

9. Консервативное
лечение

— покой

— местная гипотермия

— снятие болей и
нормализация нейровегетативных функций

— борьба с нарушениями
гомеостаза

— поддержание
функций жизненно важных органов

— инактивация
ферментов поджелудочной железы

— антибиотикотерапия

— контроль диуреза

10. Показания к
оперативному лечению

11. Оперативная
тактика

— лапароскопия

— малоинвазивное
лечение

— дренирование под
УЗ- контролем

— лапаротомия,
вскрытии забрюшинной флегмоны,
дренирование забрюшинного пространства
и брюшной полости

12. Исходы

— выздоровление

— летальный исход.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.03.20161.71 Mб69Методичка по органам чувств. Гайворонский.djvu

Источник