Панкреатит у детей литература

Панкреатит у детей: причины, критерии диагностики, тактика

ГОУ ВПО «Читинская Государственная Медицинская Академия»

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации

РЕФЕРАТ

на тему

«Панкреатит у детей: причины, критерии диагностики, тактика»

Чита — 2011г.

План

Введение

. Особенности панкреатита у ребенка: причины возникновения, симптомы и признаки

. Диагностика панкреатита у детей

. Особенности лечения панкреатита у детей

Заключение

Литература

Введение

панкреатит поджелудочный дети диагностика

В последние годы врачи все чаще сталкиваются с проблемами пищеварения у детей. Одна из них — панкреатит.

Проблема коррекции панкреатической недостаточности (ПН) у детей остается актуальной и у практических врачей вызывает определенные затруднения, главным образом связанные с отсутствием единых методических подходов к длительности назначения ферментов, выбора ферментного препарата, расчета разовой и курсовой дозы.

В Стандартах диагностики и лечения болезней органов пищеварения (приказ МЗ РФ № 125 от 17.04.98) в главе Хронический панкреатит различают хронический панкреатит алкогольной этиологии (шифр МКБ-10 К 86.0) и другие (неуточненный, инфекционный и рецидивирующий) (шифр МКБ-10 К 86.1). В период стихания обострения с учетом степени ПН назначаются ферментные препараты, отвечающие современным требованиям.

У детей стратегия коррекции ПН принципиально не отличается, однако требует индивидуального комплексного подхода к диагностике панкреатита, выяснению механизмов патогенеза панкреатита и подбора терапевтических средств, направленных на восстановление саморегулирующих механизмов в поджелудочной железе (ПЖ).

Необходимо отметить, что у подавляющего большинства детей ПН носит преходящий характер, главным образом провоцируется алиментарными факторами — перееданием и/или нарушением соотношения фермент-субстрат, в основном за счет жирной и белковой пищи. Вопреки общепринятым представлениям, ПН у детей может не сопровождаться ни полифекалией, ни стеатореей, а чаще проявляется неустойчивостью стула, т.е чередованием запоров и учащенным объемным стулом (до 2-3 раз в день), периодическими болями в животе, максимально выраженными через 20-60 минут после еды, и диспептическими жалобами. Для детей свойственно длительное, часто малосимптомное течение, высокая степень компенсации. Если у взрослых стойкие клинические проявления ПН появляются при фиброзировании 90-95% ацинарной ткани, то у детей они могут появляться раньше, что связано с незрелостью ферментных систем и механизмов регуляции секреции.

Выраженность клинических проявлений зависит от тяжести панкреатита (одновременного повреждения большого объема паренхимы) и длительности рецидивирующего течения (микронекрозы). Течение панкреатита у детей может остаться незамеченным, быть замаскировано другими болезнями верхнего отдела пищеварительного тракта, дисбиозом кишечника и прочими.

Таким образом, актуальность раннего выявления панкреатита у детей и своевременного его лечения не вызывает сомнения.

Рассмотрим в реферате подробнее данное заболевание у детей, его причины, критерии диагностики и тактику лечения.

1. Особенности панкреатита у ребенка: причины возникновения, симптомы и признаки

Панкреатит — это воспалительное заболевание поджелудочной железы, которое встречается у взрослых и детей. Течение панкреатита может быть острым или хроническим. Основными причинами развития панкреатита у детей являются грубые нарушения питания, травмы, а также аномалии развития органов брюшной полости. Реактивный панкреатиту детей — это отдельный вид панкреатита, который возникает как реакция поджелудочной железы на любой воспалительный процесс в организме. Острый панкреатит у детей развивается редко и характеризуется частичным разрушением поджелудочной железы с появлением боли в верхней части живота, тошноты, расстройства стула. Хронический панкреатит у детей часто протекает бессимптомно, и редко проявляется периодическими обострениями с появлением боли в верхней части живота, тошноты, рвоты, снижения аппетита и др. Диагностика панкреатитов у детей основана на биохимическом анализе крови, который выявляет повышение активности в крови ферментов поджелудочной железы, а также на УЗИ органов брюшной полости. Лечение панкреатитов у детей осуществляется по следующим принципам: соблюдение диеты, снижение боли и обеспечение покоя воспаленной поджелудочной железе.

Причины развития панкреатитов у детей

Детский организм намного активнее, чем взрослый и остро реагирует на любые внешние воздействия. Практически любое инфекционное или аллергическое заболевание у ребенка затрагивает поджелудочную железу и может привести к развитию панкреатита. Основные причины развития панкреатитов у детей следующие:

·Неправильное питание

·Употребление ребенком в пищу продуктов питания с раздражающим действием (например, газированная вода, чипсы, копченые продукты, консервы, фаст-фуд и т.д.) приводит к усилению работы поджелудочной железы у детей. Чрезмерно стимулируемая поджелудочная железа вырабатывает большое количество пищеварительных соков, что может привести к развитию острого панкреатита у ребенка.

·В других случаях причиной развития панкреатита у детей может быть неправильный режим питания (большие перерывы между приемами пищи).

·У детей раннего возраста (новорожденные и груднички) причиной развития панкреатита может быть лактазная недостаточность <#»justify»>Острый панкреатит у ребенка

Острые панкреатиты у детей встречаются нечасто и протекают намного легче, чем у взрослых. Основным механизмом развития острого панкреатита у ребенка, как правило, является отек поджелудочной железы в результате аллергических реакций (на пищу, медикаменты). Существуют более серьезные формы острого панкреатита у детей (например, гнойно-некротический панкреатит — с присоединением инфекции), однако они встречаются крайне редко и, как правило, являются следствием выраженных пороков развития пищеварительной системы.

Симптомы и признаки острого панкреатита у ребенка

Необходимо помнить, что чем младше ребенок, тем менее выражены у него симптомы панкреатита.

·Боль — у детей старшего возраста боль возникает в верхней половине живота или же разлита по всему животу, отдает в спину. Дети младшего возраста не могут указать, в какой части живота у них болит, т.к. чувствуют боль по всему животу или вокруг пупка. Новорожденные дети и груднички выражают боль плачем и беспокойством.

·Тошнота <#»justify»>При появлении вышеперечисленных симптомов (самое важное упорная боль в животе) необходимо срочно обратиться к врачу.

Читайте также:  Диета для детей до 1 года при панкреатите

Хронический панкреатит у ребенка

Хронические панкреатиты у детей встречаются довольно часто. Развитие хронического панкреатита у ребенка, как правило, связано с неправильным питанием ребенка. Хронический панкреатит у детей характеризуется замещением нормальной ткани поджелудочной железы неактивной соединительной тканью. Периодически при хроническом панкреатите происходят обострения, во время которых участок поджелудочной железы воспаляется, вызывая боль и другие симптомы, характерные для обострения хронического панкреатита.

Симптомы и признаки хронического панкреатита у детей.

Как правило, вне обострений хронический панкреатит у детей ничем себя не проявляет. Однако, наличие вредных факторов (употребление жирной пищи, медикаментов, болезнь ребенка и др.) может привести к обострению болезни и появлению следующих симптомов:

·Боль <#»justify»>Итак, факторами риска хронического панкреатита у детей являются:

■ перенесенный острый панкреатит

■ генетическая предрасположенность

■ тупая травма живота

■ муковисцидоз

■ инфекции (в т.ч. эпидемический паротит, иерсиниозная инфекция, ветряная оспа, вирусный гепатит, вирусы Коксаки, Mycoplasma)

■ гельминтозы

■ обструктивные нарушения выводных протоков поджелудочной железы

■ токсические и медикаментозные воздействия

■ другие причины (болезни соединительной ткани, аллергия, гиперлипидемия, гиперкальциемия)

Реактивный панкреатит у ребенка

Реактивный панкреатит — самый частый вид панкреатита, который развивается у детей. В детском организме практически любой инфекционный процесс приводит к развитию реактивного панкреатита. Так, следует ожидать появление симптомов панкреатита у ребенка, перенесшего ОРЗ, ОРВИ, острый гастроэнтерит (отравление некачественными пищевыми продуктами) и другие воспалительные заболевания. Симптомы реактивного панкреатита схожи с таковыми при остром панкреатите.

. Диагностика панкреатита у детей

Диагностика симптомов панкреатита у детей основана на клинических проявлениях и данных лабораторных и других исследований. Изменения морфологической картины неспецифичны. Иногда отмечаются нейтрофильный лейкоцитоз, лимфопения у больных при отеке поджелудочной железы и ее некрозе. При геморрагических формах отмечается увеличение СОЭ, снижение гемоглобина.

Значительную помощь в диагностике острого панкреатита обеспечивает проведение ультразвукового обследования. Признаком отека поджелудочной железы является увеличение ее объема и уменьшение степени отражения сигнала. Участки пониженной эхогенности или полного отсутствия сигнала могут свидетельствовать о некрозе поджелудочной железы. Распространение некроза за пределы поджелудочной железы, абсцессы и ложные кисты могут быть также обнаружены при ультразвуковом обследовании.

Рентгенологическое обследование дает возможность обнаружить изменение в органах пищеварительного аппарата, выявить конкременты, изменения расположения желудка и двенадцатиперстной кишки при объемных процессах в поджелудочной железе. При остром панкреатите в остром периоде проведение исследования желудка и кишечника с контрольным веществом противопоказано.

Диагностика острого панкреатита у детей

·Биохимический анализ крови — при остром панкреатите в крови у детей обнаруживаются пищеварительные ферменты поджелудочной железы, а именно амилаза, липаза, эластаза-1 и др. Повышенный уровень этих веществ в крови указывает на острый панкреатит.

·УЗИ органов брюшной полости — позволяет выявить увеличение размеров поджелудочной железы из-за отека.

Диагностика хронического панкреатита у детей

Хронический панкреатит у ребенка, как правило, протекает бессимптомно и довольно трудно диагностируется. Основными методами диагностики являются:

·Биохимический анализ крови — имеет большое значение в диагностике обострений хронического панкреатита у детей. При обострении хронического панкреатита в крови ребенка повышается количество ферментов поджелудочной железы (а именно, амилазы, липазы, трипсина и др.)

·УЗИ органов брюшной полости при хроническом панкреатите выявляет плотные участки поджелудочной железы, замещенные соединительной тканью.

·Анализ кала: наличие в кале повышенного количества жира (стеаторея), неперваренного крахмала, белковых волокон говорит о хроническом панкреатите.

·Для определения функциональной активности поджелудочной железы могут быть использованы и другие методы диагностики.

Итак, критериями диагностики хронического панкреатита являются:

■ иррадиирующие в спину эпигастральные опоясывающие боли, провоцируемые приемом пищи

■ диспептические симптомы (нарушение аппетита, отрыжка, тошнота, рвота, метеоризм, повышенное слюноотделение)

■ склонность к запорам, чередование запоров с диареей

■ снижение массы тела

■ гиперферментемия и гиперферментурия

■ интоксикация различной степени тяжести

. Особенности лечения панкреатита у детей

Ребенка с острым панкреатитом (или обострением хронического панкреатита), как правило, немедленно госпитализируют. Обычно у детей лечение панкреатита осуществляется консервативно, то есть без хирургического вмешательства.

Основными принципами лечения панкреатитов у детей являются: обеспечение «покоя» поджелудочной железе (с помощью диеты и некоторых лекарств), устранение причин развития панкреатита (см. выше), а также симптоматическое лечение, направленное на устранение боли, рвоты и т.д.

Диета при остром и хроническом панкреатите у детей.

При остром панкреатите у ребенка диету назначает врач, оценив степень тяжести заболевания и возраст ребенка. Как правило, в первые несколько дней ребенку назначается обильное питье и небольшие количества протертой легкоусвояемой пищи. Из рациона питания ребенка с острым панкреатитом следует исключить жирные сорта мяса и рыбы, бульоны, копчености, консервы, газированные напитки, крепкий чай, а также капусту, редис, бобовые. Рекомендуется готовить ребенку каши, протертые овощи (картофель, морковь, свеклу), отварное нежирное мясо (кролик, курица), омлеты, диетический творог. Количество пищи на один прием зависит от возраста ребенка и определяется врачом. Кормление осуществляют не менее 6 раз в день маленькими порциями.

Лекарства, назначаемые при остром и хроническом панкреатите у детей.

Ребенок с панкреатитом обязательно должен находиться под наблюдением врача и принимать только те медикаменты, которые назначает доктор. Как правило, ребенку с панкреатитом назначают следующие лекарства:

·Октреотид — это препарат, который содержит гормон — соматостатин. Соматостатин тормозит работу поджелудочной железы, предоставляя ей покой и время для восстановления. Дозы Октреотида рассчитывает врач, основываясь на возрасте и массе тела ребенка.

·Пирензепин (или другие препараты группы холинолитиков) — снижает секрецию желудочного сока, что в свою очередь снижает работу поджелудочной железы.

·Панкреатин (Фестал, Мезим и другие препараты ферментов поджелудочной железы) — содержит те вещества, которые вырабатывает поджелудочная железа. Наличие этих веществ тормозит работу поджелудочной железы улучшает пищеварение и снижает боль.

Читайте также:  Панкреатит и корень подсолнуха

·Дюспаталин — снимает спазм (длительное сокращение мышц), который является одной из причин боли, а также улучшает отток сока поджелудочной железы, снижая воспаление в окружающих тканях.

Нередко назначаются и другие препараты, например, антибиотики, кортикостероиды, препараты, улучшающие микроциркуляцию в сосудах поджелудочной железы. Выбор метода лечения выбирает врач, в зависимости от конкретной ситуации.

В целях профилактики панкреатита у детей рекомендуется правильное планирование питания ребенка, своевременное лечение острых инфекционных заболеваний, грамотное использование лекарств.

Итак, клиническими рекомендациями при хроническом панкреатите у детей являются:

Диетотерапия■ при выраженном обострении в первые дни рекомендуется воздерживаться от приема пищи ■ по мере стихания симптомов болезни переходят к пероральному приему пищи, соблюдая принцип дробного питания ■ рекомендуется диетический стол №5 «панкреатический» протертый вариант ■ через 1-1.5 мес. ребенок переводится на непротертый вариант диеты №5Спазмолитическая терапия гиосцин бутилбромид фенпивериния бромид платифиллин баралгинАнтисекреторная терапия ингибиторы протонной помпы (омепразол. рабепразол, эзомепразол) блокаторы гистаминовых-Н2 рецепторов (фамотидин) антациды (альгельдрат + магния гидроксид)Ферментотерапия при высокой (более чем в 10 раз от нормы) ферментемии и/или ферментурии назначают антиферментные препараты — ингибиторы протеаз (контрикал, гордокс, трасилол) при отсутствии высокой ферментемии и/или ферментурии — с каждым приемом пищи назначают панкреатинАнтибактериаль-ная терапия антибиотики (цефалоспорины, кларитромицин) назначаются при угрозе формирования кист и свищей, перитонита и вторичного инфицирования

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Хронический панкреатит — это воспалительно-дегенеративное заболевание поджелудочной железы, длящееся более 6 месяцев и характеризующееся развитием фиброза паренхимы и функциональной недостаточности.

Факторы риска развития хронического панкреатита включают перенесенный острый панкреатит, генетическую предрасположенность, тупую травму живота, муковисцидоз, инфекции (в т.ч. эпидемический паротит, иерсиниозная инфекция, ветряная оспа, вирусный гепатит, вирусы Коксаки, Mycoplasma), гельминтозы, обструктивные нарушения выводных протоков поджелудочной железы, токсические и медикаментозные воздействия.

К критериям диагностики хронического панкреатита у детей относят жалобы на иррадиирующие в спину эпигастральные боли, провоцируемые приемом пищи, диспептические симптомы (в т.ч. нарушения аппетита, отрыжка, тошнота, рвота, метеоризм, повышенное слюноотделение), склонность к запорам, чередование диарее с запорами, снижение массы тела, астеновегетативные проявления, гиперферментемия и гиперферментурия.

Клинические рекомендации при хроническом панкреатите включают диетотерапию, спазмолитическую терапию, антисекреторную терапию, ферменты, при необходимости — антибактериальные средства.

Список литературы

1.Банифатов П.В. Ультразвуковая диагностика хронических панкреатитов Consilium medicum , 2002. № 1. (<https://www.consiliummedicum.com/>)

.Богер М.М. Панкреатиты у детей (физиологический и патофизиологический аспекты). — Новосибирск, «Наука», 1984. С. 6-33, 119 192.

.Гистология, цитология и эмбриология //под ред. проф. Афанасьева Ю.И. М., «Медицина», 2001 г. С. 609-612.

.Григорьев П.Я., Яковенко А.В. Справочное руководство по гастроэнтерологии. — М., «МИА», 1997.

.Исаков Ю.Ф., Дронов А.Ф. Детская хирургия: Национальное руководство. — М., 2009.

.Калинин А. В., Хазанов А. И., Спесивцев В. Н. Хронический
панкреатит: этиология, классификация, клиника, диагностика, лечение. — М., 1999.

.Кокуева О.В. Лечение хронического панкреатита // Клиническая медицина, 1999. № 8. С. 41-45.

.Кокуева О.В Усова О.А Новоселя Н.В. Диагностика заболеваний поджелудочной железы: прошлое, настоящее и будущее // Клиническая медицина, 2001. № 5. С. 56-58.

.Лосев А.А. Детская хирургия: Учебное пособие. — М., 2009.

.Минушкин О.Н. Хронический панкреатит у детей // Терапевтический архив, 2001. № 1. С. 62-65.

.Охлобыстин А.В. Современная тактика лечения хронического панкреатита у детей Consilium medicum, 2002. № 6. (https://www.consilium-medicum.com/)

.Справочник по хирургии //под ред. С. Шварца, Дж. Шатерса, Ф. Спенсера. — СПб, «Питер», 1999. С. 630-637.

Источник

Êíèãà: Ñïðàâî÷íèê ïåäèàòðà

Ïàíêðåàòèò

Ïàíêðåàòèò

Ýòèîëîãèÿ. Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè ðàçâèòèÿ ïàíêðåàòèòà ó äåòåé ÿâëÿþòñÿ: âèðóñíûå (ýïèäåìè÷åñêèé ïàðîòèò, âèðóñíûé ãåïàòèò) è áàêòåðèàëüíûå èíôåêöèè (äèçåíòåðèÿ, ñåïñèñ), ìåõàíè÷åñêèå òðàâìû æèâîòà, òÿæåëûå àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè, ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ, íàðóøåíèÿ ïèòàíèÿ – îáèëüíûé ïðèåì æèðíûõ, îñòðûõ, êèñëûõ áëþä è âûñîêîýêñòðàêòèâíûõ âåùåñòâ, ýíäîêðèííûå çàáîëåâàíèÿ (îæèðåíèå, ñàõàðíûé äèàáåò), ïàòîëîãèÿ æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, çàáîëåâàíèÿ æåë÷íûõ ïóòåé.

Çàáîëåâàåìîñòü ïàíêðåàòèòîì â íàñòîÿùåå âðåìÿ óâåëè÷èâàåòñÿ. Ïàíêðåàòèòîì áîëåþò äåòè ëþáîãî âîçðàñòà, õðîíè÷åñêèå åãî ôîðìû âñòðå÷àþòñÿ ÷àùå ó ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ, áîëåþò îäèíàêîâî ÷àñòî ìàëü÷èêè è äåâî÷êè.

Ðàçëè÷àþò îñòðûé è õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèòû.  çàâèñèìîñòè îò êëèíè÷åñêîé êàðòèíû âûäåëÿþò èíòåðñòèöèàëüíûé, ãåìîððàãè÷åñêèé è ãíîéíûé ïàíêðåàòèòû. Ó äåòåé ïðåîáëàäàåò èíòåðñòèöèàëüíûé ïàíêðåàòèò, åãî îòå÷íàÿ ôîðìà èëè îòåê ñ íà÷àëüíîé î÷àãîâîé äåñòðóêöèåé.

Îñòðûé èíòåðñòèöèàëüíûé ïàíêðåàòèò ó äåòåé ÷àùå ïðîÿâëÿåòñÿ â ôîðìå êàòàðàëüíîãî âîñïàëåíèÿ ñ óìåðåííî âûðàæåííûì îòåêîì.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ îòìå÷àþòñÿ êðîâîèçëèÿíèÿ è íåêðîç.

Êëèíèêà. ×åì ìëàäøå ðåáåíîê, òåì ìåíåå âûðàæåíû ó íåãî ñèìïòîìû ïàíêðåàòèòà. Ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ ñ îñòðûõ áîëåé â âåðõíåé ïîëîâèíå æèâîòà èëè æå áîëè, ðàçëèòîé ïî âñåìó æèâîòó, îòäàåò â ñïèíó, ñîïðîâîæäàåòñÿ òîøíîòîé, ìíîãîêðàòíîé ðâîòîé. Äåòè ìëàäøåãî âîçðàñòà íå ìîãóò óêàçàòü, â êàêîé ÷àñòè æèâîòà ó íèõ áîëèò, òàê êàê ÷óâñòâóþò áîëü ïî âñåìó æèâîòó èëè âîêðóã ïóïêà. Ðåáåíîê ëåæèò, ñîãíóâøèñü, íà æèâîòå èëè íà ëåâîì áîêó. Òåìïåðàòóðà, êàê ïðàâèëî, ñóáôåáðèëüíàÿ, îäíàêî âîçìîæíû è áîëåå âûñîêèå öèôðû. Äèñïåïñè÷åñêèé ñèíäðîì âûðàæåí ïîñòîÿííî. Ñóõîñòü âî ðòó, áåëûé íàëåò íà ÿçûêå. Ðåçêî ñíèæàåòñÿ àïïåòèò, èíîãäà ïîÿâëÿåòñÿ îòâðàùåíèå ê ìÿñó, ñëàäîñòÿì, æèðíîé ïèùå. Æèâîò íàïðÿæåí. Ñòóë ìíîãîêðàòíûé, èìååò íåïðèÿòíûé çàïàõ, ñåðîãî öâåòà ñ ñàëüíûì áëåñêîì. Íà ýòîì ôîíå ìîæåò ðàçâèòüñÿ êîëëàïòîèäíîå ñîñòîÿíèå.

Ïðè îñìîòðå âî âðåìÿ áîëåâîãî ïðèñòóïà ãëóáîêàÿ ïàëüïàöèÿ æèâîòà çàòðóäíåíà, îïðåäåëÿåòñÿ îò÷åòëèâàÿ ìûøå÷íàÿ çàùèòà â ýïèãàñòðèè. Õàðàêòåðåí ðÿä ñèìïòîìîâ: ñèìïòîì Êåðòå (ëîêàëüíàÿ ìûøå÷íàÿ ðåçèñòåíòíîñòü ïîïåðå÷íî íàä ïóïêîì), ñèìïòîì Êà÷à (ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü ó íàðóæíîãî êðàÿ óïëîòíåííîé ëåâîé ïðÿìîé ìûøöû æèâîòà íà óðîâíå 4–7 ñì âûøå ïóïêà), ñèìïòîì Ìåéî-Ðîáñîíà (ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü â ëåâîì ðåáåðíî-ïîçâîíî÷íîì óãëó), ïîëîæèòåëüíûé ôðåíèêóñ-ñèìïòîì Ãåîðãèåâñêîãî (áîëü ïðè íàäàâëèâàíèè ìåæäó íîæêàìè ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû) è ñèìïòîì Âîñêðåñåíñêîãî (ïðè óäàðå ïåðêóññèîííûì ìîëîòî÷êîì ïî ïîçâîíêàì ñâåðõó âíèç, íà÷èíàÿ îò âåðõíèõ ãðóäíûõ äî V ïîÿñíè÷íîãî, âûÿâëÿåòñÿ áîëåçíåííîñòü íà óðîâíå I–II ïîÿñíè÷íûõ ïîçâîíêîâ). Ïðè óìåíüøåíèè áîëåé è äåôàíñà âûÿâëÿþòñÿ áîëåâûå òî÷êè Äåæàðäåíà (íà ëèíèè, ñîåäèíÿþùåé ïóïîê ñ âåðøèíîé ïðàâîé ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû íà ðàññòîÿíèè 4–6 ñì îò ïóïêà) è â õîëåäîõî-ïàíêðåàòè÷åñêîé çîíå Øîôôàðà. Òèïè÷íî íàðàñòàíèå áîëåé ïîñëå ïàëüïàöèè æèâîòà.

Читайте также:  Питание при язве желудка панкреатит

×àñòî ïðèñóòñòâóþò ñèìïòîìû ïîðàæåíèÿ äðóãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì (íåðâíîé ñèñòåìû, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ïðåõîäÿùàÿ íåôðîïàòèÿ è äð.).

Îñîáåííîñòü òå÷åíèÿ îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ó äåòåé – áîëüøàÿ äëèòåëüíîñòü âîññòàíîâèòåëüíîãî ïåðèîäà ïîñëå ïàíêðåàòè÷åñêîé àòàêè (äî 5–6 ìåñ.).

Îòåê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû õàðàêòåðèçóåòñÿ ìàëî-ñèìïòîìíûì òå÷åíèåì. ×àùå íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðèñòóïîîáðàçíûå áîëè â æèâîòå êðàòêîâðåìåííûå, èíòåíñèâíîñòü èõ íåâåëèêà, îò÷åòëèâûõ èçìåíåíèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ íåò. Îòìå÷àåòñÿ íåáîëüøîå ïîâûøåíèå óðîâíÿ ?-àìèëàçû â êðîâè è ìî÷å. Âûçäîðîâëåíèå íàñòóïàåò â òå÷åíèå 10–14 äíåé, ïàëüïàòîðíàÿ áîëåçíåííîñòü è íåáîëüøèå êîëåáàíèÿ àêòèâíîñòè àìèëàçû êðîâè è ìî÷è ñîõðàíÿþòñÿ åùå 1–1,5 ìåñ.

Îòåê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ñ íà÷àëüíûì ìåñòíûì íåêðîçîì âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà, õàðàêòåðèçóåòñÿ çíà÷èòåëüíîé òÿæåñòüþ è ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ áîëåé â æèâîòå (äî ñóòîê), âûðàæåííîé èíòîêñèêàöèåé, ãèïåðôåðìåíòåìèåé. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ îòìå÷àþòñÿ äî 1–1,5 ìåñ.

Äèàãíîç îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ïîäòâåðæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì óðîâíÿ àìèëàçû â ñûâîðîòêå êðîâè è â ìî÷å â ïåðâûå äíè, ëèïàçû è ïåïñèäàçû ê êîíöó ïåðâîé íåäåëè áîëåçíè, à òàêæå îòå÷íîñòüþ òåëà è ãîëîâêè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ïðè óëüòðàçâóêîâîì èññëåäîâàíèè.

Õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò.  ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå ïðè õðîíè÷åñêîì ïàíêðåàòèòå îòìå÷àþòñÿ ðàçðàñòàíèå ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè è àòðîôèÿ ïàðåíõèìû.

Êëèíèêà. Ó äåòåé âûäåëÿþò 3 ôîðìû çàáîëåâàíèÿ: õðîíè÷åñêèé ðåöèäèâèðóþùèé ïàíêðåàòèò; õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò ñ ïîñòîÿííûìè áîëÿìè; ëàòåíòíûé ïàíêðåàòèò, êîòîðûé âûÿâëÿåòñÿ íà ôîíå äðóãîãî ñîìàòè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ.

Êàê ïðàâèëî, âíå îáîñòðåíèé õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò ó äåòåé íè÷åì ñåáÿ íå ïðîÿâëÿåò.

Ïðè îáîñòðåíèè õðîíè÷åñêîãî ðåöèäèâèðóþùåãî ïàíêðåàòèòà îñíîâíîé æàëîáîé ÿâëÿþòñÿ áîëè â âåðõíåé ïîëîâèíå æèâîòà ëèáî âîçíèêàþùèå â âèäå ïåðèîäè÷åñêèõ ïðèñòóïîâ, ëèáî òóïûå, íîþùèå. Ïîðàæåíèå ãîëîâêè õàðàêòåðèçóåòñÿ áîëÿìè â ïðàâîì ïîäðåáåðüå, òåëà – â ýïèãàñòðèè, õâîñòà – â ëåâîì ïîäðåáåðüå. Ó äåòåé äî 8 ëåò ÷àñòî îòìå÷àþòñÿ ðàçëèòûå áîëè â âåðõíåé ïîëîâèíå æèâîòà. Áîëåâûå ïðèñòóïû îáû÷íî ïîâòîðÿþòñÿ íåñêîëüêî ðàç â äåíü, ñâÿçàíû ñ ïðèåìîì æèðíîé ïèùè, ôðóêòîâ, îâîùåé, ñëàäîñòåé, êèñëîìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ, à òàêæå ñ ôèçè÷åñêîé èëè ýìîöèîíàëüíîé ïåðåãðóçêîé. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü è èíòåíñèâíîñòü áîëåé ðàçëè÷íûå. Èìååòñÿ ñêëîííîñòü áîëåé ê èððàäèàöèè â ñïèíó, ëåâóþ ëîïàòêó, ïëå÷î. Èíîãäà áîëè èìåþò îïîÿñûâàþùèé õàðàêòåð. Âûðàæåíû äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà è ñèìïòîìû àñòåíèçàöèè. Âåñ ïîñòåïåííî ñíèæàåòñÿ. Òåìïåðàòóðà ìîæåò áûòü ñóáôåáðèëüíîé.

Îïðåäåëÿþòñÿ ïîëîæèòåëüíûå ñèìïòîìû Êà÷à, Ìåéî-Ðîáñîíà, Ãåîðãèåâñêîãî, ïðè çíà÷èòåëüíîé äëèòåëüíîñòè çàáîëåâàíèÿ – ñèìïòîì Ãðîòòà (àòðîôèÿ ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè ñëåâà îò ïóïêà – ïðîåêöèÿ òåëà è õâîñòà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû). Ðåæå óäàåòñÿ ïàëüïèðîâàòü óïëîòíåííóþ è óâåëè÷åííóþ æåëåçó.

Õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò ñ ïîñòîÿííûì áîëåâûì ñèíäðîìîì ïðîÿâëÿåòñÿ ïîñòîÿííûìè (â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ) òóïûìè áîëÿìè â âåðõíåé ïîëîâèíå æèâîòà. Àìèëàçà, ëèïàçà êðîâè è ìî÷è íîðìàëüíû èëè òîëüêî ñëåãêà îòêëîíÿþòñÿ îò íîðìû.

Áåçáîëåâîé (ëàòåíòíûé) ïàíêðåàòèò âûÿâëÿåòñÿ ñëó÷àéíî íà ôîíå äðóãîãî ñîìàòè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ è ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê âòîðè÷íûé ðåàêòèâíûé ïàíêðåàòèò. Åñëè âåäóùåé ïàòîëîãèåé ÿâëÿåòñÿ ïîðàæåíèå æåë÷íûõ ïóòåé, òî çàáîëåâàíèå îïðåäåëÿåòñÿ êàê õîëåïàíêðåàòèò. Ðåàêòèâíûé ïàíêðåàòèò – ñàìûé ÷àñòûé âèä ïàíêðåàòèòà, êîòîðûé ðàçâèâàåòñÿ ó äåòåé.  äåòñêîì îðãàíèçìå ïðàêòè÷åñêè ëþáîé èíôåêöèîííûé ïðîöåññ ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ ðåàêòèâíîãî ïàíêðåàòèòà. Ñèìïòîìû ðåàêòèâíîãî ïàíêðåàòèòà ñõîæè ñ òàêîâûìè ïðè îñòðîì ïàíêðåàòèòå.

Äèàãíîç.  ïåðèîä îáîñòðåíèÿ ïîâûøàåòñÿ àêòèâíîñòü àìèëàçû â êðîâè è ìî÷å, ëèïàçåìèÿ.  îáùåì àíàëèçå êðîâè âîçìîæíû ïðèçíàêè àíåìèè, âîñïàëåíèÿ. Äàííûå êîïðîãðàììû óêàçûâàþò íà ðåçêîå óâåëè÷åíèå ñîäåðæàíèÿ æèðíûõ êèñëîò, âíåêëåòî÷íîãî êðàõìàëà è èçìåíåííûõ ìûøå÷íûõ âîëîêîí, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ íà ñòåàòîðåþ. Ïðîâîäÿòñÿ óëüòðàçâóêîâîå è ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèÿ.

Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç îñòðîãî ïàíêðåàòèòà ïðîâîäÿò ñ èíâàãèíàöèåé, íåôðîëèòèàçîì è ïå÷åíî÷íîé êîëèêîé, îñòðûì ãàñòðîýíòåðèòîì, ÿçâåííîé áîëåçíüþ æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, îñòðûì õîëåöèñòèòîì, îñòðûì àïïåíäèöèòîì.

Õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò äèôôåðåíöèðóþò îò çàáîëåâàíèé ãàñòðîäóîäåíàëüíîé çîíû è ïàòîëîãèè æåë÷íîãî ïóçûðÿ.

Ëå÷åíèå. Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ îñòðîãî è õðîíè÷åñêîãî ïàíêðåàòèòà àíàëîãè÷íû. Ïîêàçàíû ãîñïèòàëèçàöèÿ è ñòðîãèé ïîñòåëüíûé ðåæèì. Êàê ïðàâèëî, â ïåðâûå íåñêîëüêî äíåé ðåáåíêó íàçíà÷àåòñÿ îáèëüíîå ïèòüå (5 % ðàñòâîð ãëþêîçû, ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð, áîðæîìè, ïàðåíòåðàëüíîå ïèòàíèå: àëüâåçèí, ëåâàìèí) è íåáîëüøèå êîëè÷åñòâà ïðîòåðòîé ëåãêîóñâîÿåìîé ïèùè.  äèåòîòåðàïèè ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ îãðàíè÷åíèå æèðîâ è â ìåíüøåé ñòåïåíè – áåëêîâ. Ïèùà äîëæíà áûòü ïðåèìóùåñòâåííî ðàñòèòåëüíî-ìîëî÷íîé. Èñêëþ÷àþòñÿ îñòðûå è ñîëåíûå áëþäà. Äîïîëíèòåëüíî ââîäÿòñÿ âèòàìèíû.

Ïðè âûðàæåííîé èíòîêñèêàöèè ïðîâîäÿò äåçèíòîêñèêàöèþ ìåòîäîì ôîðñèðîâàííîãî äèóðåçà è 5-7-äíåâíûé êóðñ ëå÷åíèÿ ãëþêîêîðòèêîèäàìè. Äëÿ ñíÿòèÿ ñïàçìà ñôèíêòåðîâ è ïðîòîêîâ õîëåäîõî-ïàíêðåàòè÷åñêîé ñèñòåìû, óëó÷øåíèÿ îòòîêà ñåêðåòà, óìåíüøåíèÿ áîëåâîãî ñèíäðîìà ïðèìåíÿþò ñïàçìîëèòèêè: ïàïàâåðèí, íî-øïà (âíà÷àëå âíóòðèâåííî èëè âíóòðèìûøå÷íî, çàòåì âíóòðü), ïðåïàðàòû âàëåðèàíû, áåðáåðèí-ñóëüôàò, îêñàôåíàìèä (óìåíüøàåò âÿçêîñòü æåë÷è), ýëåêòðîôîðåç ñ 2 % ðàñòâîðîì íîâîêàèíà èëè 1 % ðàñòâîðîì áåíçîãåêñîíèÿ íà îáëàñòü ñîëíå÷íîãî ñïëåòåíèÿ.

 ïåðâûå äíè îñòðîãî ïåðèîäà ïîêàçàíî ââåäåíèå èíãèáèòîðîâ ïðîòåîëèòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ (òðàñèëîë, êîíòðèêàë, öàëîë, çèìîôðåí, àíèïðîë, èíèïðîë), ïðè íàëè÷èè àëëåðãè÷åñêîãî êîìïîíåíòà – àíòèãèñòàìèííûõ ïðåïàðàòîâ, ïðè ïîäîçðåíèè íà èíôèöèðîâàíèå – àíòèáèîòèêè. Ñ 7-10-ãî äíÿ íåîáõîäèìà çàìåñòèòåëüíàÿ òåðàïèÿ (ïàíêðåàòèí, ìåçèì-ôîðòå) è ñèìïòîìàòè÷åñêèå ñðåäñòâà.

 ïåðèîä ðåêîíâàëåñöåíöèè íàçíà÷àþò ôèòîòåðàïèþ (ñáîð èç ÷èñòîòåëà, ëèñòüåâ áðóñíèêè è ãðåöêîãî îðåõà, ïîäîðîæíèêà).

 òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà ïîñëå âûïèñêè èç ñòàöèîíàðà ðåáåíêà îáñëåäóþò âíà÷àëå 1–2 ðàçà â ìåñ., çàòåì 1 ðàç â êâàðòàë. Ïðîòèâîðåöèäèâíîå ëå÷åíèå – â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà èëè ñàíàòîðèÿ ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêîãî ïðîôèëÿ â âåñåííåîñåííèé ïåðèîä. Ñòðîãîå ñîáëþäåíèå äèåòû. Ñàíàöèÿ î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè. Ôèçèîòåðàïèÿ.

Источник