Нарушенные потребности при язве желудка
Язвенная болезнь желудка и (или) 12-перстной кишки — гетерогенное заболевание с многофакторной этиологией, сложным патогенезом, хроническим рецидивирующим течением, морфологическим признаком в виде дефекта слизистого и подслизистого слоев с исходом в соединительнотканный рубец. Болезнь развивается при нарушении факторов защиты желудка (нормальный кровоток в слизистой, достаточное количество слизи и простагландинов, активная регенерация) и активизации факторов агрессии (высокий уровень соляной кислоты и пепсина в желудке, высокий уровень содержания свободных радикалов в желудочном соке, дуоденогастральный рефлюкс, гастродуоденальная дисмоторика, хеликобактериоз). Язвенная болезнь — заболевание детей старшего возраста (12-15 лет). В зависимости от локализации выделено две формы — язвенная болезнь желудка и язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки.
К факторам риска развития язвенной болезни относятся:
· Стресс
· Нарушение режима и структуры питания
· Курение и алкоголь
· Лекарственные средства (гормоны, нестероидные противовоспалительные средства).
По статистическим данным, в разные возрастные периоды гастродуоденальная язва возникает у 4-5 % населения. У лиц молодого возраста дуоденальные язвы встречаются в 4 раза чаще, чем желудочные. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки в молодом возрасте в 2-5 раз чаще встречается у мужчин, чем у женщин.
Клиника зависит от локализации язвы (кардиальный отдел, тело, дно желудка, пилорический отдел, 12-перстная кишка); течения болезни (острое, хроническое); фазы заболевания (обострение, ремиссия); тяжести течения (легкое — обострения 1 раз в 1-3 года, средней тяжести — обострения 2 раза в год, тяжелое — обострения более 2 раз в год), осложнений (кровотечение, перфорация, пенетрация, малигнизация, стеноз пилорического отдела желудка, реактивный панкреатит, реактивный гепатит).
Определим нарушение основных потребностей у больных с язвенной болезнью:
1. У ребенка с язвенной болезнью желудка нарушено удовлетворение потребностей: есть, пить, быть здоровым, двигаться, в физиологических отправлениях, во сне, в поддержании безопасности окружающей среды, в общении.
2. Настоящие проблемы пациента: режущие боли в эпигастральной области спустя 1,5-2 часа после еды, ночные, «голодные» боли, периодические запоры, изжога, рвота, тошнота, нарушение качества сна, страх перед медицинскими обследованиями, дефицит общения со сверстниками, беспокойство, связанное с недостаточной информацией о заболевании, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации.
3. Проблемы потенциальные: риск развития желудочного кровотечения
4. Приоритетная проблема: боль в эпигастральной области
Таблица № 3
Сестринский процесс при язвенной болезни
Сестринский диагноз | Цель сестринского вмешательства | План сестринского вмешательства | Обоснование |
Боль в эпигастральной области вследствие воспаления слизистой желудка | Пациент отметит постепенное (в течение 7 дней) снижение болевых ощущений — краткосрочная цель. К моменту выписки из стационара у ребенка не будет боли — долгосрочная цель. | 1. Своевременно и правильно выпол- нять назначения врача — введение спазмолитических и анальгетических средств 3. организовать щадящую диету ребенку (механически, химически, термически) с учетом фазы заболевания (стол 1а, 1б, 1) 4. Обеспечить 4-5 разовое питание ребенку малыми порциями 5. обеспечить лечебно-охранительный режим ребенка 6. Следить за эмоциональным состоянием ребенка | Для снятия болевого синдрома; уменьшается раздражение воспаленной слизистой желудка; в период обострения процесса пища должна быть более щадящей «Дробное» кормление снимает нагрузку с ЖКТ и обеспечивает защиту слизистой желудка от действия соляной кислоты Для улучшения психоэмоциона- льного состояния пациента; режим дня предусматривает чередование периодов сна и бодрствования, что приводит к исключению чрезмерных нагрузок, которые могут провоцировать болевой синдром или обострение процесса Нервный фактор способствует обострению процесса. |
7. Научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психоло- гические приемы и медикаментозные способы. | Для снятия болевого синдрома в домашних условия | ||
Изжога вследствие заброса желудочного сока в пищевод | У ребенка не будет изжоги через 20 минут — краткосрочная цель. К моменту выписки ребенок продемонстри- рует знания о причинах появления изжоги и способах борьбы с ней — долгосрочная цель. | 1. м/с обеспечит прием стакана теплого молока или щелочной минеральной воды без газа, или 2% р-ра соды; 2. м/с обеспечит прием антацидных средств по назначению врача; 3. м/с рекомендует избегать приема продуктоввызывающих изжогу, черный хлеб, варенье, сладкие, кислые, острые приправы, жирные и жареные блюда. | Для обеспечения снижения кислотности желудочного сока |
Рвота вследствие стимуляции рвотного центра импульсами, передающимися со слизистой желудка | У ребенка не будет рвоты и аспирации рвотными массами — краткосрочная цель; У пациента не будет приступов рвоты к моменту выписки — долгосрочная цель. | 1. м/с окажет по- мощь при рвоте в соответствии с алгоритмом действия: А) Успокоить ребенка Б) Усадить его или уложить на бок, подложить полотенце, поднести чистый тазик В) Во время рвоты придерживать голову ребенка, положив ему руку на лоб Г) После рвоты помочь умыться, дать прополоскать рот теплой водой и выпить несколько глотков кипяченой воды, уложить в постель Д) Осмотреть рвотные массы и оставить их до прихода врача 2. м/с обеспечит прием противорвотных средств по назначению врача 3. м/с обучит родителей ребенка алгоритму оказания помощи при рвоте. | Для предупреждения аспирации рвотными массами |
Тошнота вследствие изменения секреторной функции желудка | У ребенка не будет тошноты через 20-30 минут — краткосрочная цель. К моменту выписки ребенок не будет предъявлять жалоб на тошноту — долгосрочная цель. | 1. психологически успокоить ребенка 2. с целью уменьшения ощущения тошноты дать больному выпить 100 мл воды с 2-3 каплями нашатырного спирта или стакан горячего чая, кусочки льда 3. дать лекарство по назначению врача 4. м/с обеспечит соблюдение предписанной диеты 5. м/с обучит пациента приемам борьбы с тошнотой с помощью глубокого дыхания 6. м/с проведет беседу с родителями и ребенком о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюдения. | Для снятия приступов тошноты |
Запор вследствие заболевания | У ребенка будет стул не реже одного раза в 2 дня — краткосрочная цель. Пациент отметит регулярный стул к моменту выписки и продемонстрирует знания о способах борьбы с запором — долгосрочная цель. | 1. по назначению врача поставить по показаниям и при отсутствии стула в течение 2 дней очистительную или другую послабляющую клизму, принять слабительное лекарственное средство 2. Объяснить ребенку и его родителям, что максимальный эффект наступает при лечении основного заболевания, общеукрепляющей терапии: лечебной физкультуры, водных процедур. 3. Обучить ребенка и его родителей комплексу ЛФК и приемам самомассажа живота (в начале заболевания проводить их в мед- ленном темпе при малой нагрузке | Достигается своевременное опорожнение кишечника Стимулируется работа кишечника, обеспечивается профилактика повторных запоров Рекомендуются упражнения в виде гимнастики или специальных групповых занятий |
Нарушение качества сна вследствие сильных болей | У пациента улучшится сон на фоне уменьшения болевых ощущений (в течение суток) — краткосрочная цель. К моменту выписки из стационара сон нормализуется — долгосрочная цель | 1. обеспечить адекватное обезбо- ливание согласно врачебных назна- чений 2. Создать комфортные условия в палате во время сна (оптимальная температура, провет- ривание, удобная постель, тишина) 3. м/с успокоит больного и научит навыкам, способствующим регулированию сна | Для улучшения качества сна |
Страх перед обследованиями вследствие недостаточности информации о них | У ребенка исчезнет страх перед исследованиями в течение 1 дня — краткосрочная цель. К моменту выписки и в дальнейшем у ребенка не будет страха перед исследованиями — долгосрочная цель. | 1. заранее готовить ребенка с помощью терапевтической игры к манипуля- циям и диагности- ческим методам обследования 2. терпеливо объяс- нять ребенку непонятные слова и термины 3. учитывая уровень развития и информированности, стараться общаться напрямую, помочь осознать, что и зачем необходимо выполнять при под- готовке к обследованиям и во время их проведения | Для обеспечения качественного проведения манипуляций и диагностических методов. Снять нервное напряжение у ребенка |
Дефицит общения со сверстниками вследствие своего заболевания | У ребенка будет достаточное общение со сверстниками в течение 2 дней — краткосрочная цель | 1. м/с организует ребенку достаточное общение с родителями, сверстниками. 2. м/с познакомит ребенка с другими детьми на отделении | Для улучшения психологического состояния ребенка |
Беспокойство, связанное с недостаточной информацией о заболевании, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации | У ребенка не будет беспокойства по поводу своего заболевания и окружающей обстановки в течение 3х дней — краткосрочная цель К моменту выписки ребенок продемонстрирует знания о своем заболевании и профилактике обострений — долгосрочная цель | 1. м/с информирует ребенка, если позволяет возраст, о факторах риска развития заболева- ния, клинических проявлениях, прин- ципах лечения, воз- можных осложнениях 2. м/с обеспечит ребенка, если позволяет возраст, необходимой литературой о данном заболевании. 3. м/с обеспечит ребенку должную поддержку со стороны его окружения 4. создать атмосферу психоло- гического комфорта и поддерживать у ребенка положи- тельные эмоции во время его пребывания в стационаре 5. вовлекать ребенка в планирование и реализацию сестринского ухода | Обеспечивается право пациента на информацию; Ребенок и его родственники понимают целесообразность соблюдения диеты, выполнения всех мероприятий ухода |
Тактика медсестры при развитии желудочного кровотечения:
1. вызвать врача;
2. обеспечить строгий постельный режим в положении на боку или спине, с повернутой на бок головой (для профилактики аспирации рвотными массами);
3. прекратить прием через рот пищи, жидкости, медикаментов;
4. применить пузырь со льдом на эпигастральную область;
5. осуществлять контроль пульса и АД каждые 30 минут.
В связи с заболеванием ребенка у родителей также могут возникнуть проблемы:
· Дезадаптация и изменение стереотипа жизни семьи в связи с заболеванием ребенка;
· Дефицит знаний о заболевании и уходе;
· Необходимость изменения традиций семейного питания и организации диетического питания в домашних условиях;
· Неадекватная оценка состояния ребенка;
· Изменение внутрисемейных отношений.
Поэтому медсестра должна информировать родителей о факторах риска заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения, возможных осложнениях. Медсестра должна научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психологические приемы и медикаментозные способы. Также медицинский работник должен информировать родителей об особенностях диеты №1а, 1б, 1. Порекомендовать родителям при обострении заболевания обеспечить ребенку рациональный режим дня с пролонгированным сном, при бодрствовании — разнообразить досуг спокойными настольными играми, чтением интересных книг, прослушиванием музыки и другими любимыми занятиями. Обучить родителей правильно оценивать состояние ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от его физического и психического состояния, заботиться о поддержании положительного эмоционального тонуса. Медсестра должна посоветовать родителям изменить негативные семейные традиции в отношении питания (не переедать, отказаться от жирной, соленой и острой пищи, соблюдать основные принципы лечебного питания). Вовлекать всех членов семьи в поддержание здорового образа жизни, обеспечить ребенку рациональный режим дня, адекватную физическую активность.
Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачами — педиатром, гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью контроля состояния, своевременного назначения и проведения сезонного противорецидивного лечения, так как язвенная болезнь, не излеченная в детском возрасте, может привести к развитию осложнений, опасных для жизни, а также формированию атрофических процессов в слизистой оболочке и железах желудка, которые в дальнейшем могут послужить причиной онкологических заболеваний.
Источник
Особенности сестринской деятельности при язвенной болезни
В сестринской деятельности используются различные теории и знания. Эти знания сестра использует в информировании пациента, обучая его и руководя им или направляя его.
В настоящее время применяется теория Вирджинии Хендерсон. В рамках этой теории Хендерсон попыталась выделить основные человеческие потребности, на удовлетворение которых и должен быть нацелен уход за пациентом. В числе таких потребностей:
1. Дыхание
2. Питание и употребление жидкости
3. Физиологические отправления
4. Двигательная активность
5. Сон и отдых
6. Способность самостоятельно одеваться и раздеваться
7. Поддержание температуры тела и возможность ее регулирования
8. Соблюдение личной гигиены
9. Обеспечение собственной безопасности
10. Общение с другими людьми, возможность выражать свои эмоции и мнение
11. Возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям
12. Возможность заниматься любимой работой
13. Отдых и развлечения
14. Потребность в получении информации
Хендерсон известна так же своим определением сестринского ухода: «Уникальная функция медсестры заключается в оказании помощи индивиду, больному или здоровому, в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению или восстановлению здоровья, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания»
Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра.
Результаты исследования, проведенного ЕРБ ВОЗ, свидетельствуют: «Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем… »[1]
Цель сестринского процесса:
· своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы;
· удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента;
· оказывать психологическую поддержку пациенту;
· поддерживать и восстанавливать независимость пациента в удовлетворении ежедневных потребностей его повседневной деятельности;
· обучать пациентов и его родственников уходу и самоуходу.
Сестринский процесс при язвенной болезни
I этап: Сбор информации
Для планирования правильного ухода и выявления потребностей пациента медицинской сестре необходимо получить как можно больше информации о состоянии пациента и течении его болезни. Медицинская сестра проводит сестринский осмотр, исследования пульса, АД, ЧДД, tºC, в результате чего выявляется объективная информация о пациенте.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на цвет кожи, состояние слизистых оболочек, состояние подкожно-жирового слоя, изменения настроения, двигательной активности.
При распросе медицинская сестра выслушивает жалобы пациента, узнает об образе жизни пациента; длительности и характере течения заболевания; причине, по мнению пациента вызвавшей заболевание; аллергических реакциях; наследственности; перенесенных заболеваниях; психологическом настрое пациента на выздоровление,.. Данная информация может поступить от пациента лично или его родственников и считается субъективной.
Типичные жалобы пациентов при язвенной болезни:
— Боль в области желудка (ранние, поздние, «голодные», ночные)
— Изжога
— Тошнота
— Рвота
— Отрыжка кислым
— Запоры
— Похудание
II этап: Выявление проблем пациента
На данном этапе выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.
Возможные нарушенные потребности:
физиологические:
— есть (ограничение в диете)
— пить (необходимость ограничения приема жидкости, жажда)
— выделять (запоры)
— спать (ночные боли)
— двигаться (боль в эпигастрии)
— быть здоровым (заболевание)
— избегать опасностей (возможность развития осложнений)
психо-социальные:
— нарушение самореализации (изменение образа жизни)
— работать (ограничение трудоспособности)
Возможные проблемы пациента:
Физиологические:
— боль
— слабость
— изжога
— запор
— тошнота
— рвота
— отрыжка кислым
— снижение физической активности
— головокружение
Психологические:
— депрессия из-за приобретенного заболевания
— недооценка тяжести состояния
— дефицит знаний о болезни
— дефицит самообслуживания
— изменение образа жизни
Социальные:
— снижение трудоспособности
— материальные трудности в связи со снижением трудоспособности
Духовные:
— дефицит духовного участия
Приоритетные:
— боли в эпигастрии
— изжога
— запор
— рвота
Потенциальные:
— риск возникновения осложнений.
III этап: Постановка целей
Цели:
Краткосрочные (достижимы за 1-2 недели; определяют в острой фазе заболевания); направлены на устранение действительных проблем.
Долгосрочные (достижимы за период более 2-х недель; направлены на полное выздоровление пациента, предотвращение рецидивов заболевания, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию).
IV этап: Выполнение сестринских вмешательств
Сестринские вмешательства:
Зависимые (выполняются по назначению врача):
— контроль за соблюдением назначенной диеты;
— введение лекарственных средств по назначению врача.
Независимые (выполняются медсестрой на основе своих знаний и умений):
— контроль за состоянием пациента;
— контроль за передаваемыми родственниками продуктами;
— проведение бесед с родственниками и пациентом.
Взаимозависимые (совместная деятельность сестры с другими специалистами):
— консультация гастроэнтеролога;
— подготовка к ФГС.
V этап: Оценка сестринского процесса
Медсестра проводит оценку эффективности сестринских вмешательств согласно поставленным целям. В случае, если результат не соответствует поставленным целям, медсестра пересматривает этапы сестринского процесса, выявляя ошибки в сестринском уходе. Затем корректирует свои действия и производит сестринский процесс снова с учетом предыдущих ошибок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследовние показывает, что гипотеза о том, что язвенная болезнь является инфекционным заболеванием, вызываемым бактерией Helicobacter pylori не является верной так как встречаются случаи заболевания без обнаружения данной бактерии (около 35% больных с язвенной болезнью желудка). Так же язвы чаще локализуются в ДПК, хотя обсеменение НР в желудке выражено сильнее. Это доказывает, что бактерия Helicobacter pylori только способствует развитию заболевания совместно с другими патогенными факторами, но не является первопричиной язвенной болезни.
Изучив этиологию, патогенез, клиническую картину, методы диагностики, лечение и профилактику язвенной болезни можно сделать вывод о том, что данные знания необходимы медицинской сестре для правильного осуществления этапов сестринского процесса и значительно повышают качество сестринского ухода.
Для полноценного выздоровления пациента медицинской сестре необходимо четко представлять все правила ухода и умело выполнять лечебные процедуры. В лечении язвенной болезни главную роль играет соблюдение режима и диеты. Поэтому в обязанности медицинской сестры входит не только качественый уход за больным, но и обучение пациента и его родственников организации режима и питания больного, а также о профилактических мероприятиях по уменьшению риска развития осложнений.
Цель исследования достигнута, в ходе изучения доказано, что применение всех этапов сестринского процесса таких как:
I этап – оценка состояния пациента;
II этап – определение проблем пациента;
III этап – планирование сестринских вмешательств;
IV этап – реализация составленного плана сестринских вмешательств;
V этап – оценка результатов перечисленных этапов,
значительно повышает качественный уровень сестринской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
[1] Мухина С.А., Тарновская И.И. – Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп.- М.: — ГЭОТАР — Медиа, 2010. – 368 с.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
0.024 с.
Источник